Урок-праздник по математике. 1-й класс. "Вычитания в пределах 10-и"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ:

  1. Учить решать задачи разного вида, подбирать и составлять к ним схемы;
  2. Закрепить знания о составе числа, умения вычислять значения выражений в пределах 10;
  3. Развивать внимание и мышление, память и логику, умение работать самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • рисунки снежинок, снеговика;
  • схемы к задачам, билетики с индивидуальными заданиями;
  • карточки с буквами ё, л, о, ч, к, а, п, о, д, а, р, к, и, С, Н, о, в, ы, м, г, о, д, о, м, и цифрами с другой стороны;
  • макет поезда;
  • аудиозапись песен “Песенка друзей”, “Голубой вагон”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У. Встали, подровнялись, улыбнулись друг другу, поприветствовали гостей.

II. Мобилизующий этап (Игра “Геометрическое лото”, набор из 10 геометрических фигур).

(Цель: концентрация внимания, развитие зрительной памяти)

III. Закрепление пройденного

У. Сегодня у нас волшебный урок, урок-путешествие по стране в которой царствуют числовые снежинки.

- Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим,
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
Танцуем над полями,
Ведем свой хоровод.
Куда не знаем сами
Нас ветер понесет.

1. Поднялась снежная буря, успокоим ее с помощью гимнастики ума.

(работают три ученика у доски, решение примеров и повторение состава числа, решение круговых примеров)

2. Все остальные решают задачи в стихах, показывая результаты на индивидуальных полотнах:

(цель: закреплять умение составлять математическое выражение в соответствии со словесно – заданной ситуацией)

- Сколько ушей у трех малышей? (6)

- Ну-ка, сколько ребят,
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)

- Задумали число, когда его увеличили на 2, стало 3, какое число задумали? (1)

- Пять ворон на крышу сели
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело. (7)

- Четыре гусенка и трое утят
В озере плавают, громко кричат,
А-ну, сосчитай поскорей,
Сколько в воде малышей. (7)

- 10 овечек на травке лежали
Потом три овечки домой убежали,
А ты подумай скорей,
Сколько овечек на травке теперь. (7)

- На сколько 9 больше 6? (3)

- Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят
Тут один улегся спать
Поросят осталось … (5)

- Три лягушонка у пруда
Один нырнул, осталось… (2)

(Учитель вывешивает макеты елок и шаров с ответами, см. далее в пункте 3).

3. У. Какое число повторяется?

Д. Повторяется число 7.

У. А как оставшиеся взаимосвязаны с ним?

Д. Это состав числа 7.

У. Нарядите елочки шарами. Что мы знаем об этом волшебном числе?

(цель: повторение состава числа, развитие пространственного мышления, развитие приемов мыслительной деятельности)

(Беседа о сказках, пословицах, о семи чудесах света, днях недели)

Какой сегодня день недели, почему так назвали?

4. У. Пурга еще не прекратилась, залепила, залепила мое выражение:

* + 1 = **

У. Расскажите, как подобрать пропущенные числа, докажите выбор

(Дети объясняют выбор подбором или анализом двузначного числа, развитие аналитического мышления)

Как прочесть выражение по разному (сумма, увеличить на, слагаемое и …)

IV. Работа над темой

1. У. Пурга улеглась пора отправляться в путешествие.

(Звучит песенка друзей, на доске появляется макет поезда из 4 вагонов) Торопитесь купить билетик, цена которого 6 руб. Как набрать разными монетами 6 рублей.

(развитие самостоятельной вычислительной деятельности на основе анализа)

Д. Можно монетами достоинством 1 рубль 1+1+1+1+1+1;

Монетами достоинством 2 рубля 2+2+2;

А можно еще так 5+1.

У. Проверьте у кого счастливый билетик, тот выполняет задание на доске, окна вагончиков залепило снегом…

(121303, 131212, 222202, 111012 и дт.)

2. (Работа над закреплением состава числа)

6 9 8 10

(можно рисунок вагончиков)

3. (Проверка работы на доске в начале урока, елки с шарами)

У. Что же ждет нас в волшебной стране, прочитаем “Ёлочка, подарки”

(Краткая беседа о наступлении праздника, связь с календарем, рисунки елок с подарками на доске)

4. У. Уточним тему урока, сформулируйте ее сами.

(Переворачивает учитель геометрические фигуры используемые в начале урока на мобилизующем этапе, а на обороте числовой ряд без 0, дети после анализа сами его добавляют, итак тема урока: “Вычисления в пределах 10”)

Физкультминутка

(Звучит песенка “Голубой вагон”, упражнения выполняются в такт музыке)

У.

Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу, чу-чу, чу-чу!
В Новый год Вас качу!

V. Закрепление пройденного материала

1.У. Путь не близок еще, чтобы не было скучно продолжаем работу, дополните 0, 2, …, 6, …, 10.

…, 3, …, 9.

1, …, 5, 7, … .

(Идет работа с тетрадью, анализ и работа на доске)

2. У. Найдите примеры-пары, запишите по парам, объясните выбор.

(закреплять умение анализировать математические выражения с разных точек зрения, умение складывать и вычитать в пределах 10)

4+3 8+1
6+2 2+7
7+2 3+4
2+6 1+8 и т.д.

3. У. Наш машинист посмотрелся в зеркало и не узнал себя, помогите, нарисуйте правильное расположение частей тела

(развитие логики и внимания, зеркальное отражение снеговика)

4. У.

На какую цифру он похож,
К этой цифре ты привык,
Эта цифра снеговик.

VI. Учить схематическому моделированию текста задачи

1. У. Мы сегодня будем работать с задачами в учебнике на с.102, №2 и 3.

Каждый сам прочтет задачи, затем ответит на мои вопросы.

(Идет подробный разбор задач, сравнение и анализ, составление схем, выбор более оптимального варианта, уточнение представления о задаче, использование схемы для решения задачи с трансформированным текстом)

2. Запись решения одной задачи на выбор.

VII. Итоги

У. Вновь снежинки в вальсе закружили, восстановите знаки “+, -“ в парах.

(закреплять умение работать самостоятельно)

Чем мы занимались на уроке, понравилось, если вальс снежинок составили правильно, то прочтите

С Новым годом!!! 1, 2, 3 - Ёлочка, гори!

Дедушка мороз приготовил для вас сюрпризы – поздравления.

(учитель раздает маленькие открыточки с пожеланиями)

У. Всем спасибо, урок окончен!