"С чего начинается Родина?" (вариант занятия курса "Мой выбор" по теме "Моя малая родина")

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка:

При разработке занятия были использованы методические рекомендации авторов курса “Мой выбор” (Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. – М.: Ижица, 2003). Автор данной разработки внес свое видение в структуру занятия, использовал различные интерактивные приемы, создал презентацию. Таким образом, появилось занятие “С чего начинается Родина?”.

Занятие адресовано учащимся 8 классов. Может быть использовано в процессе преподавания курса “Мой выбор”, а также как отдельный урок обществознания или внеклассное мероприятие. Продолжительность занятия – 45 минут.

Цели:

  • уточнить понятия “Родина”, “долг перед Родиной”;
  • обсудить отношение к Родине;
  • определить свое отношение к Родине, почувствовать свою ответственность перед Родиной.

Оборудование, оформление:

  • на классной доске – тема занятия и эпиграф (“Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь”. И.А.Ильин (1882-1954 гг.), русский философ);
  • ТСО необходимые для показа презентации, воспроизведения аудиозаписей;
  • несколько экземпляров Конституции Российской Федерации;
  • карточки с заданиями для работы в группах и другими необходимыми материалами;
  • подборка фотографий, иллюстраций “С чего начинается Родина?” (в случае невозможности показа презентации);
  • аудиозаписи песен “С чего начинается Родина?”, “Чистые пруды”;
  • бумага для рисунков, записей; цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Ход занятия

Презентация

1. Учитель приветствует учеников и обращает внимание на эпиграф (Иван Александрович Ильин, русский философ, в 1922 г. выслан из страны без права возвращения). “Как не стать “исторической пылью”? Что значит Родина для человека? Как нужно относиться к Родине?” - учитель подводит учеников к теме занятия.

2. Показ презентации “С чего начинается Родина?” или звучит песня и учитель обращает внимание на фотографии, иллюстрации на классной доске.

3. Учитель предлагает всем ученикам нарисовать свои ассоциации с понятием “родина”.

4. Работа продолжается в пяти группах. (Класс делится на группы по жребию – ученики вытягивают карточки, на которых пяти разными цветами написаны буквы или цифры, их смысл будет понятен позже.) Группы должны создать общий рисунок, объединив индивидуальные рисунки; дать определение понятию “родина”; подобрать к нему однокоренные и синонимичные слова и выражения.

5. Группы представляют свою работу. Учитель выписывает на доске ключевые слова, затем подводит итоги и совместно с учениками дает определение понятию “родина”.

6. “Какое отношение к Родине “исповедовали” наши предки?” Учитель предлагает обратиться к народной мудрости – пословицам и поговоркам. Группы получают задание: из перечня пословиц и поговорок, собранных В.И.Далем, выбрать те, которые лучше всего иллюстрируют представление о родине и отношение к ней. (Возможный вариант: Где родился – там и пригодился. Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет. Где жить, там и слыть. Чужою сторону хвали, а сам ногою не ходи. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Мила та сторона, где пупок резан. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое. Без корня и полынь не растет. Горе в чужой земле безъязыкому. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Где сосна взросла, там она и красна. С родной земли умри – не сходи. Дома сидеть – ничего не высидеть. Жить в деревне – не видать веселья. В чужом доме побывать – в своем гнилое бревно увидать. На людей поглядеть и себя показать. Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.) Группы представляют результаты своей работы.

7. “Чаще всего мы говорим: “Родину надо любить!” А что это значит?” Учитель вывешивает на доске три листка со словами “человек”, “любить”, “Родина” и предлагает группам обсудить и написать на листках по три глагола, объясняющие, что значит “любить” Родину. После обсуждения группы представляют свои результаты на доске.

8. Учитель подводит итог и вводит понятия “должен” (должен любить, должен беречь…), “долг”, “долг перед Родиной”, “долг перед Отечеством”, “обязанность” и предлагает обратиться к Конституции Российской Федерации. Ученики в группах складывают из своих карточек, которые они вытягивали на жеребьевке, фразы: “статья 38”, “статья 44”, “статья 57”, “статья 58”, “статья 59”. Задание группам: прочитать статью Конституции и объяснить, о каком “долге” в ней говорится. После обсуждения группы представляют результаты своей работы.

9. Учитель говорит о том, что “долг перед Отечеством”, “любовь к Родине” - понятия не столько правовые, сколько моральные; каждый человек “генетически” связан со своей Родиной (“И кости по Родине плачут”, “Своя земля и в горсти мила”). Вновь обращает внимание учеников на эпиграф занятия. Затем возвращается к схеме “человек – любить – Родина” и меняет карточку “человек” на “Я” (Я должен любить; я должен защищать и т.д.)

10. “В чем может выражаться наша любовь к Родине?” Учитель предлагает обратиться к словам Н.В.Гоголя, зачитывает и вывешивает текст, написанный на трех отдельных листах: “(1) Вы еще не любите Россию: вы умеете печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается. В вас все это производит только одну черствую досаду и уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком далекое ее предвестие. (2) Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем. (3) Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, - последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей нашей нынешней, бездейственной и праздной жизни.”

11. “А как вы любите Родину? В чем может выражаться ваша “крупица деятельности”?” Решает каждый сам! ЭТО ВАШ ВЫБОР!

12. Звучит песня “Чистые пруды”.