Внеклассное мероприятие по краеведению по теме "Я живу на Югорской земле"

Разделы: Внеклассная работа


Тема. Я живу на Югорской земле.

Цели:

  • Дать общее представление об основных занятиях коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, их быте, месте проживания.
  • Посредством иллюстративного материала расширить кругозор и пополнить словарный запас второклассников.
  • Воспитывать чувство уважения к народам крайнего севера, к тайге и её обитателям.
  • Прививать интерес к изучению истории народов ханты и манси.

Задача: формировать основу краеведческих знаний о Югре как исторической Родине ханты и манси.

Оборудование:

  • карта Ханты-Мансийского автономного округа;
  • магнитофон, фонограмма с голосами птиц;
  • костюмы зайца, лисы, национальной верхней одежды мужчин ханты, лесной нимфы;
  • иллюстрации ели, сосны, пихты, кедра, берёзы, лабаза, чума;
  • рисунки ножа охотничьего, колчана с копьями и стрелами, нарт, лодки-долбленки;
  • тексты с ребусами и кроссвордами, карточки с наименованиями заповедных мест округа;
  • интерактивная доска.

I. Введение

Все присутствующие дети делятся на команды. Звучит музыка леса. Дети надевают заранее приготовленные короны с изображением ягод клюквы, морошки, черники, голубики. Выходит ведущая в костюме лесной нимфы.

Ведущая:

Во лесу – грибы, во мху – ягоды.
Хорошую ягодку издалека берут.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Выбегает лисёнок, навстречу – заяц с лукошком ягод.

Лисенок: Что это у тебя в корзинке?
Заяц: Клюква!
Лисенок: Фу! Кислятина!
Заяц: Сам ты кислятина. Клюкву называют чудо-ягодкой . Она питает и лечит . Ты знаешь, что в ней много витаминов.
Лисенок: Нет.
Заяц: Эх ты, а еще в лесу живешь. Клюкву едят птицы. Мишка косолапый не прочь отведать этой ягоды. Да и куница с белкой туда прибегают.
Лисенок: А куда «туда»?
Заяц: Что «куда туда»?
Лисенок: Куда за ягодой-то прибегают?
Заяц (показывает в сторону болота): Да на болото. Её там видимо-невидимо!
Лисенок: А я и смотрю, что мох на болоте подрумяниваться стал, но не знал, что это клюква. Послушай, но ведь скоро зима. Ягоду засыплет снегом и она погибнет.
Заяц: Ничего с ней не будет. Она снега не боится. Приходи весной на болото, отведаешь перезимовавшей клюквы. Посмотришь, как лежат на моховых кочках ягодки и друг на друга любуются.

Звери уходят.

II. Основная часть

Ведущая: Сегодня мы совершим интересное путешествие в страну ханты и манси. Отгадайте загадку: Не море, не земля – корабли не плывут и ходить нельзя. (Болото).

Появляется изображение болота на экране.

Ведущая:Какие ягоды поспевают на болоте?

Каждая команда получает конверт с заданием: заполнить кроссворд (cм. Приложение 1). Дети называют те ягоды, которые растут па болоте.

Ведущая: А теперь еще одна загадка:

Весной веселит.
Голосами птиц говорит.
Летом холодит. Комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами и ягодами угощает.
Зимой согревает,
От вьюги , снега защищает.

Хором: Лес.

Появляется изображение леса.

Ведущая: Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего – хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут пихты и ели. У них густая крона, которая плохо пропускает солнечные лучи. Поэтому в таких лесах темно и сыро. А леса, в которых растут сосны и лиственницы, светлые, сухие, потому что через кроны этих деревьев солнечные лучи проходят свободно. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная – бор.

Задание каждой команде:

– Как называются леса, где добывают кедровые орехи? (Кедрач)
– Леса, в которых растут пихты? (Пихтач)
– Леса, в которых растут берёзы? (Березняк)
– Дикий густой хвойный лес? (Тайга)
– Сосновый лес? (Бор)

Появляются иллюстрации с изображениями кедра, пихты, берёзы, сосны, тайги.

Ведущая:Кроме деревьев, лес богат кустарниками и травянистыми растениями. Назовите их.

Каждая команда называет по 2–3 вида.

Ведущая: А кто обитает в лесу? Кто делает лес веселым и интересным? Расставьте названия птиц в стихотворении так, чтобы оно рифмовалось.

– Угадайте, какие это птицы? (Вороны, воробьи, синицы).
– Названия птиц, которые играют в прятки. (Тетерева, глухари, куропатки)
– Птицы тоже прячутся ловко. (Соловьи, свиристели, камышовки)

Ведущая:Какие из них промысловые? А каких промысловых зверей вы знаете?

ВЫВОД. Лес – это богатство. Лес приносит человеку пользу. Вырубленные леса сажают заново. Создают заповедники – места, где нельзя рубить деревья. В нашем округе заповедными местами являются «Малая Сосьва», «Юганский», «Сорумский», «Верхне-Кондинский», «Заказник Вогулка», «Кондинские озера», «Верхне-Вахский заказник», «Шадринские кедровники».

На карте округа зажигаются огни. Там, где расположены заповедники или заказники отмечаются флажками со знаком:

Входит ученик в одежде охотника.

– Пася олен!
– Здравствуйте!

Всех людей мы называем ханты.
Ханты – русский, немец и узбек.
Потому что слово ханты
В переводе значит – человек.

– Ребята, чем занимаются ханты и манси? Назовите орудия их охоты.

Появляются изображения рисунков с элементами промысла: нож, колчан , копья, нарты, лодка-долбленка.

Ханты:А если правильно разгадаете головоломку, то узнаете название построек.

Л   а   А   м   Б   б   А   а   3

Дети отгадывают слова: чум, лабаз, амбар.

Появляются изображения хантыйского селения. Ханты благодарит детей и уходит.

III. Заключение

Ведущая:Сегодня много полезного и интересного узнали о земле Югорской. Давайте все вместе своими руками создадим этот замечательный уголок.
Звучит мелодия на тему «Север крайний». Дети вырезают фигурки оленя, ели, чума, лабаза и создают большую аппликацию хантыйского селения.