Программа элективного курса "Анализ литературного произведения" для учащихся 9–11-х классов

Разделы: Литература


В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Вслед за А.Г. Кутузовым под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. В соответствии с этим выдвигается задача формирования читателя, способного к восприятию художественного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Программа ставит своей задачей:

а) осмысление литературы как особой формы освоения культурных традиций;
б) формирование основных теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественного произведения;
в) формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства.

Программа предназначена для учащихся старших классов и рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Основными формами обучения являются лекции и уроки-практикумы. Помимо традиционных форм урока возможно использование семинаров, проектов, тестирования, проведение уроков-конкурсов, уроков-викторин.

Выбор произведений для анализа зависит от программы, возраста учащихся, уровня подготовленности класса и желания учителя. В программе дан примерный перечень произведений.

В процессе обучения оценки учащимся не выставляются, так как результатом обучения является умение анализировать художественные, произведения на уроках литературы. В конце года проводится защита проектов и рефератов (индивидуальных и групповых) по темам спецкурса.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  1. Владение техникой осмысленного чтения.
  2. Владение умениями выразительного чтения.
  3. Восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства.
  4. Умение определять особенности художественного мира, сходство и различие с миром реальным.
  5. Умение давать эстетическую оценку произведению, интерпретировать в контексте художественной культуры и традиций.
  6. Умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
  7. Владение культурой монологической и диалогической речи.
  8. Владение культурой устной и письменной речи.
  9. Умение выполнять элементарные исследовательские работы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Предмет и задачи курса

Художественное произведение и его свойства

Литературное произведение как явление искусства. “Слово о мире”.

Функции художественного произведения

Познавательная, оценочная, воспитательная, эстетическая, самовыражения. Определение функций произведений.

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, А. П. Чехов “Студент”, А.И. Куприн “Дознание”, “Анафема”, “Искусство” и др. (по выбору учителя и учащихся).

Художественная реальность и художественная условность

Первичная (жизненная) и вторичная (художественная) реальность; иллюзия реальности, наивнореалистический подход к изучению произведения.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”, М.Ю.Лермонтов “Мцыри”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”,

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.Бабель “Конармия”, М.А.Шолохов “Тихий Дон”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”.

Категория автора

Автор реально-биографический и автор как литературоведческая категория; автор-повествователь, лирический герой, образ автора.

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”,

А. П. Чехов “Маленькая трилогия”, А.И. Куприн “Гоголь- моголь” и др.

Содержание и форма

Содержание как духовное начало, форма как материальное воплощение, функции формы (выражение содержания и воздействия)

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, “Часовня”.

Тематика произведения и её анализ

Тема как объект художественного отражения, связующее звено между первичной и вторичной реальностью. Объект отражения и объект изображения. Темы конкретно-исторические и вечные. Тематика как совокупность темы

А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, А.И. Куприн “Дознание”, “Анафема”, “Искусство” (по выбору учителя и учащихся).

Анализ проблематики

Проблематика как область осмысления писателем отраженной реальности: мифологическая, национальная, социокультурная, романная (авантюрная и идейно-нравственная), философская проблематики.

М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”,

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, М. Горький “На дне”.

Идейный мир

Идейный мир как область художественных решений, выявления авторских позиций. Авторская оценка и авторский идеал, идея и нравственные уроки произведения.

А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А.П. Чехов “Вишневый сад, А.П. Чехов “Студент”, М. Горький “На дне”.

Пафос

Пафос как ведущий тон произведения. Этико-драматический пафос, пафос романтики, трагизма, сентиментальности, юмора, сатиры, инвективы (некомической сатиры), иронии.

“Слово о полку Игореве” , М.Ю. Лермонтов “Мцыри”,“Прощай, немытая Россия”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, Н.А. Островский “Гроза”, Ф.М. Достоевский “Бедные люди”, М. Горький “Старуха Изергиль”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Изображенный мир, художественная деталь.

Художественная деталь как мельчайшая изобразительная и выразительная подробность. Детали внешние и психологические. Детали-подробности, детали-символы. Роль художественных деталей в тексте.

Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Видение”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Портрет

Изображающая и оценочная функции. Обобщенно-абстрактная характеристика и индивидуализация. Портрет-описание, портрет- сравнение, портрет-впечатление. Психологический портрет.

М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, И.А. Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, В.Ф. Тендряков “Пара гнедых”, М.А. Шолохов “Поднятая целина”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”.

Пейзаж

Функции пейзажа (обозначение места действия, раскрытие характера героя, психологическая - раскрытие внутреннего мира героя). Пейзаж как действующее лицо произведения.

Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.C. Тургенев “Отцы и дети”, А.И.Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, В.Ф. Тендряков “Пара гнедых”, М.А. Шолохов “Поднятая целина”,

В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Мир вещей

Функции вещных деталей: аксессуарная вещная деталь, способ характеристики героя, его изменения. Передача психологического состояния персонажа, выражение авторского отношения. Избыточная деталь у Гоголя.

Н.В. Гоголь “Мертвые души”, А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Психологизм

Психологизм как особое художественное качество. Формы психологизма. Прямая и косвенная формы. Суммарно – обозначающая.

Основные приемы психологизма. Повествование от 1 лица, от 3 лица. Психологический анализ и самоанализ. Внутренний монолог.

М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”,

Л.Н. Толстой “Война и мир”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Формы художественной условности

Жизнеподобие и фантастика. Функции фантастики: доведение до логического предела, прогностическая, выражение разных оттенков комического, развлекательная. Формы и приемы фантастики.

И.А. Гончаров “Обломов”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Салтыков-Щедрин “Сказки”, “История одного города”, Е.И. Замятин “Мы”,

М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Изба”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Художественное пространство и художественное время

Свойства хронотопа: свобода обращения, дискретность (прерывистость). Зависимость условности от рода литературы. Максимальная условность в лирических произведениях. Условность драматического и эпического хронотопов. Абстрактное и конкретное время и пространство. Формы конкретизации художественного времени: привязка к реальным историческим ориентирам, точное определение циклических временных координат. Сложность отношений между реальным и художественным временем.

Особенности хронотопа художественного произведения

А.С.Пушкин “Я вас любил...”, М.Ю.Лермонтов “Бородино”, “Парус” ,“ И скучно и грустно”, “Выхожу один я на дорогу”, Н.В. Гоголъ “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”,

И.А. Гончаров “Обломов”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.H. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, “Вишневый сад”, Е.И. Замятин “Мы”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, А.А .Ахматова “Я научилась просто, мудро жить”, М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”,

В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Изба”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Речевая организация произведения

Темпоритм. Стих и проза. Повествование и образ повествователя. Формы и типы повествования: от 1 и от 3 лица, несобственно-прямая речь; нейтральное, экспрессивное и стилизованное повествование. Речевая характеристика персонажей. Общие свойства художественной речи: монологизм, разноречие, номинантность, риторичность, прозаичность, стихотворность.

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”,

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Е.И. Замятин “Мы”, М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, А. Платонов “Котлован”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, “Изба”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Анализ композиции

Общее понятие композиции. Композиционные приемы: повтор, усиление, противопоставление, зеркальная композиция, монтаж. Композиция образной системы. Опорньre точки композиции.

Типы композиции

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, М.Ю Лермонтов “Герой нашего времеин”, М.Ю. Лермонтов “Дума”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент” , И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”, “Холодная осень”, Е.И. Замятин “Мы”, М.А. Булгаков “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А Пьецух “Туда и обратно”.

Анализ композиции персонажей

Система персонажей, их взаимные связи и отношения. Главные и эпизодические персонажи, их функции.

Н.В. Гоголь “Мертвые души”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Н.Г. Чернышевский “Что делать?”, Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, А.П. Чехов “Студент”, “Вишневый сад”.

Композиция художественной речи.

Речевая стихия Смена повествовательных манер. Словесные ряды.

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, М.Ю Лермонтов “Герой нашего времени”, А.А. Блок “Двенадцать”, И.А. Бунин “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”.

Сюжет и конфликт

Сюжет как динамическая сторона художественной формы. Конфликт - двигатель сюжета. Содержательный и на уровне формы. Социальный, бытовой, культурный. Внутренний, психологический. Локальный и субстанциальный (неразрешимый).

А.С. Грибоедов “Горе от ума”, А. С. Пушкин “Евгений Онегин”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.Н. Островский “Гроза”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, А.П. Чехов “Вишневый сад”, М. Горький “На дне”, М.А. Булгаков “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А. Пьецух “Туда и обратно”.

Сюжет

Сюжетные элементы. Типы сюжетов. Сюжет и композиция. Внесюжетные элементы.

А. С. Пушкин “Повести Белкина”, Н.В. Гоголь “Мертвые души”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, М.А. Булгаков “Собачье сердце”, “Мастер и Маргарита”, В.Г. Распутин “Прощание с Матерой”, “Пожар”, В.А. Пьецух “Туда и обратно”.

Художественная речь Лексика и стилистика.

Понятие стиля. Стилистические возможности языковых средств: многозначность омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, славянизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы, просторечные слова, фразеологизмы.

Стилистические ресурсы грамматики

Употребление имен существительных, прилагательнык, глаголов, причастий и деепричастий.

Словесные средства художественной изобразительности

Эпитет, сравнение, аллитерация, аллегория, перифраза, автология и металогия.

Тропы

Метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота

Фигуры

Анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, восклицание, обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Целостное рассмотрение литературного произведения.

Доминанты содержания и формы. Приемы анализа доминант.

Техника анализа произведения и личность литературоведа

Черты личности, влияющие на качество и итог литературоведческого анализа: способность к широкому сопоставлению мира произведения с миром реальным, любовь к своему труду, способность к самоусовершенствованию, умение “честно читать”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. М.: Дрофа, 2000.
  2. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности.(10-11 классы) М.: Просвещение, 1995.
  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: “Флинта”, “Наука”, 1998.
  4. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
  5. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1997.

Приложение