Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему "Синтаксис и пунктуация"

Разделы: Русский язык


Цель: раскрыть значение терминов синтаксис, пунктуация,грамматическая связь, словосочетание, предложение.

Задачи: вспомнить уже пройденный в начальной школе материал по теме “Синтаксис и пунктуация”, мотивация на дальнейшее более глубокое изучение данного материала.

Оборудование: на доске развешаны плакаты с определениями, на партах у каждого ученика лежат карточки с заданиями.

Помощники: 3 ученика, разыгрывающие сценку.

Ход урока

1. Начинаем с определения - синтаксис.

Обращаю внимание учеников на плакат с определением.

Синтаксис.

Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”.

Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Как вы поняли, нам придется что-то сочетать, выстраивать в определенном порядке.

Сценка 5-7 минут.

В класс вбегают 3 ученика (работа с ними проведена заранее). У каждого на груди висит табличка с определенным словом.

Уч-ль: Кто вы?

Слова: Мы - Слова.

Уч-ль: Вы чем-то расстроены?

Сл.: Да. Ребята, помогите нам! Скажите, для чего нужны слова?

Уч-ль: Чтобы общаться.

Сл.: Но, наверное, недостаточно знать,что обозначает каждое слово в отдельности.Нужно иметь еще кое что. Что?

Ученики: Соединять слова.

Сл.: Правильно. Но вот беда,мы забыли, как построить предложение. Даже словосочетание не можем образовать! Помогите нам!

А кстати, вы знаете, что такое словосочетание?

Ученики: Сочетание слов.

Учитель: Идите сюда Яркий и Листва.

- Ребята, листва может быть яркой?

Ученики: Да.

Уч-ль: Значит, по смыслу эти слова связать можно.

Но чего-то все-таки не хватает.

Чего же?

Наверное, того, что называют грамматической связью.

Уч-ль: А как же правильно сказать?

Уч-ки: Яркая листва.

Молодцы!

Итак, давайте еще раз скажем, что называется словосочетанием.

Еще раз проговариваем определение:

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

А как же быть со словом Опадает?

Ученики: Прибавим к остальным - получится предложение – Опадают яркие листья.

Так что же изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС.

Даем определение и записываем его в тетрадь.

Задание.

- Вам дан перечень, найдите в нем предложения и словосочетания.

- Чем они отличаются?

- Сколько получилось предложений и словосочетаний?

- Что осталось неподчеркнутым?

Запомните, что главные члены предложения (грамматическая основа) не являются словосочетанием.

Выписываем предложение, состоящее из одного слова, доказываем, что он является предложением.

Еще раз обращаем внимание учеников на различия между словосочетаниями и предложениями.

2. Упр.№338.

Прочитайте текст.Какую мысль доказывает автор?(К упражнению учениками старших классов была нарисована иллюстрация и представлена пятиклассникам для обсуждения.

“Казнить нельзя помиловать”).

- Уч-ки: Нужно уметь правильно расставлять знаки препинания.

- Уч-ль: Известно, что слово пунктуация с латинского переводится как “точка”.

Значит делаем вывод, что пунктуация – раздел науки о языке,который изучает правила употребления знаков препинания.

Выполним упр.№339.

- Сначала вместе устно: читаем, разделяем на предложения.

- Самостоятельно списывают, подчеркивают главные члены предложения.

- Вместе проверяем,отвечаем на вопросы.

3. Рассказ учителя о происхождении некоторых знаков препинания.

(Во время рассказа предложите детям расслабиться, откинуться на спинку стула.)

Из истории знаков препинания.

  • Пунктуация появилась намного позже,чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.
  • Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
  • Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.
  • В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.
  • К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.
  • Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, а перенос – “единительным”.

4. Подводим итоги.

Мы сегодня с вами начали изучение такого раздела как СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.

Итак, что такое синтаксис?

Что такое пунктуация?

Какие грамматические конструкции называются словосочетаниями, предложениями?

Что отличает словосочетание от предложения?

В конце урока имеет смысл предложить варианты правильных и неправильных определений синтаксиса и пунктуации, словосочетания и предложения, обратить внимание на точность и грамотность.

Д.З.

1) упражнение, в котором необходимо выписать сначала предложения, затем словосочетания.( повторение и закрепление).

2) упражнение, в котором из ряда предложенных слов необходимо составить предложения и словосочетания.

3) *Придумать и записать ряды слов, из которых на следующем уроке учащиеся должны будут составить предложения, словосочетания.

4) *Сочинить сказку про знаки препинания, предложения и др.

P.S.- Для следующего урока можно приготовить рассказ о пользе знаков препинания в исполнении учеников.

О пользе знаков препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы по-проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо,с одной интонацией.Его уже ничто не радовало и не возмущало,он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки.Он не высказывал ни одной собственной идеи,он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

А.Каневский.