Модульный урок как средство развития самостоятельности учащихся

Разделы: Математика


Модульный урок как средство развития самостоятельности учащихся.

Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Блочно- модульная технология позволяет развивать самостоятельность учащихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе, повышает их познавательную активность. Соблюдается право ученика на выбор уровня овладения содержанием, тем самым на уроках создается ситуация успеха, что способствует самореализации ученика и мотивации учения. Общение между учениками носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Сокращается прямое руководство, растет коллективное, появляются группы учащихся, работающих на самоуправлении. Внешняя мотивация заменяется внутренней, внешняя обратная связь заменяется самоконтролем. Задания на всех этапах урока дифференцированы по уровням сложности, домашнее задание тоже дифференцировано, ученик имеет свободный выбор объема, уровня трудности и характера заданий. На каждом этапе урока применяются различные формы контроля: контроль со стороны учителя, затем взаимоконтроль в парной работе, и, наконец, самоконтроль, что способствует активизации учащихся, развиваются навыки коллективной работы, ученик учится правильно распределять время работы над заданиями. В течение всего урока учащиеся сами оценивают свою работу и результаты оценивания заносятся в индивидуальный контрольно- оценочный лист. Модульная технология позволяет экономить учебное время на 30%, так как урок разбивается на микромодули, у каждого из которых своя четко заданная цель, свой вид самостоятельной деятельности, требующий мобилизации знаний и умений, указаны способы взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе.

Возможные этапы модульного урока.

  1. Мотивационная беседа, формулировка интегрирующей цели урока, т.е.организационный момент
  2. Входной контроль (дифференцированный)- проверка домашнего задания или проверка остаточных знаний по теме
  3. теоретический блок
  4. Опережающий контроль (оценивается учителем), проводится сразу после изучения нового материала
  5. Работа в подгруппах (задания, которые проводятся при помощи проверочных листов)
  6. Завершающий контроль (дифференцированный)
  7. Рефлексия (обратная связь)

Перед уроком готовится лист для подсчёта баллов и оценивания учеников всего класса, каждому ученику свой котрольно-оценочный листок

И.Ф. Входной контроль. Баллы. Опережающий контроль.

Баллы.

Задания для групп. Баллы. Рефлексия.

Баллы.

Итоговое

число баллов.

Отметка за урок.
1.            
2.

3.

           

Урок по алгебре и началам анализа

Тема: Наибольшее и наименьшее значения функции.10-й класс. Приложение 1.

У.Э – 0. Интегрирующая цель.

  1. Продолжение формирования умений и навыков нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке, применение этой темы при решении задач.
  2. Проведение наблюдения за применением алгоритма решения и его правильным оформлением.
  3. Развитие умения объективно оценивать свою работу с использованием различных форм контроля и оценки, развитие навыков коллективной работы, развитие умения правильно распределять время работы над заданиями.
  4. Развитие навыков исследований в поисках приемов решений.
  5. Воспитание силы воли.

Приложение 3

Литература:

  1. Шоган В.В. “Технология личностно-ориентированного урока”. “Учитель”, 2003г.
  2. Епишева О. “ Основные параметры педагогической технологии”, Математика,№8, 2000г.
  3. Кашицына Л. “Самостоятельность как основа развития личности ”, Математика №6,2004г.
  4. Юцявичене П.А. “Основы модульного обучения”, Вильнюс,1989г.
  5. Юцявичене П.А. “Теория и практика модульного обучения”, Каунас, 1989г.
  6. Письменный Д.Т. “ Математика для старшеклассников””Айрис”, “Рольф”,Москва, 1996г.
  7. Колмогоров А. Н. “Алгебра и начала анализа”, “Просвещение”, Москва, 1993г.

Приложение 2