Урок изобразительного искуства в 7-м классе "История строительства и архитектуры"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  1. Активизировать творческую деятельность учащихся, опираясь на полученные знания.
  2. Вызвать чувство восторженности, удивления и преклонения перед безграничными возможностями человеческого гения в области строительства и архитектуры.

Задачи:

  1. Образовательная - познакомить учащихся с историей архитектуры и строительства.
  2. Развивающая - сформировать представление учащихся о том, что истоки современных строительных традиций уходят в глубокую древность.
  3. Воспитательная - продолжать воспитывать чувство уважения к труду архитектора и строителя.

Зрительный ряд:

  1. Плакат “Семь чудес света”
  2. Макет мегалитических сооружений
  3. Видеофильм “Стоунхендж”

Ход урока

Тема нашего урока: “История строительства и архитектуры”.

Архитектура - искусство проектировать и строить. Она окружает нас со всех сторон. Это и современные индустриальные сооружения (здания заводских цехов, мосты и т.д.), жилые дома и школы, старинные дворцы, древние храмы, искусство планировки парков, скверов, бревенчатые избы. К архитектуре относят не только капитальные постройки, но и различные временные сооружения. В новых общественных условиях возникла архитектура, специально предназначенная для детей.

Архитектурные сооружения существуют в виде отдельных зданий или объединяются в целые комплексы-ансамбли. Мы живем в прекрасном городе Подмосковья, и видим, как меняется на глазах, хорошеет и разрастается наш город.

Вопрос: Какие здания и сооружения нашего города вы можете назвать? (ответы детей)

Все, что вы назвали, появилось благодаря строителям. Сегодня можно построить практически все, что подскажет воображение архитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво, экономично. И вот тут-то приходят на помощь архитектурные образцы прошлого, занявшие почетное место в ряду признанных шедевров и являющиеся общечеловеческими памятниками культуры- чудесами света.

Вопрос: Назовите семь чудес света (ответы детей)

Это были поистине чудеса света, в них воплотился взлет мысли, откровение творческой фантазии, мастерство древних строителей. Даже разрушенные и исчезнувшие с лица земли, они продолжают учить зодчих прекрасному, вдохновляя на творческие поиски и смелые инженерные решения.

Вопрос: А вы строили сами? Попробуйте вспомнить свою самую первую постройку (ответы детей)

Конечно же, это были разноцветные кубики, а самая первая постройка - домик, состоящий из одного кубика. Затем кубик на кубик, получалась башенка, вас переполняла гордость, вы построили это чудо сами, а мамы смотрели на вас любящими глазами и ждали от вас нового чуда. Вы подрастали, а желание строить не покидало вас. И если вам не удавалось построить “хрустальный дворец” или замок, вы пытались его нарисовать.

Строительство- одно из древнейших искусств на Земле. Человек соорудил свое первое жилище в начале палеолита - древнего каменного века. Этот век длился тысячи веков, приблизительно 50 тысяч лет. Это были шалаши и хижины. В таких постройках люди жили до возникновения первых цивилизаций, но и с возникновением цивилизаций продолжали служить человеку.

Уже на заре своего существования люди создали простое сооружение с крышей, стенами и входом, предугадав тем самым элементы построек будущего.

Есть чем гордиться строителям разных эпох. До наших дней сохранились образцы первых жилищ человека, но строительство никогда не стояло на месте. Одна за другой постигались тайны строительного мастерства, преодолевался страх перед строительным материалом, вырабатывались критерии прекрасного. Век за веком человек оставлял на Земле рукотворные чудеса света.

Началась оседлая жизнь, люди стали культивировать растения и выращивать домашний скот. Жили люди в шалашах и глинобитно-плетневых домах. Это был период каменных орудий. И в это время люди создали архитектурные монументы из громадных камней. Они до сих пор поражают воображение, как своими размерами, так и искусством древних строителей.

Демонстрация фильма “Стоунхендж”

Многие тысячелетия строительной практики создали образ архитектурного сооружения как стабильной, неподвижной, навечно вросшей фундаментом в землю постройки. Только народная фантазия заглядывала вперед. Раздвигались стены сказочных дворцов, поворачивалась избушка. Однако то, что казалось сказкой, теперь становится былью. Судя по всему, архитектурные проекты нашего времени, потребуют новой редакции привычного афоризма Шеллинга “Архитектура - застывшая музыка”. Ведь все чаще архитекторам удается “расколдовать” застывшую музыку камня.

Так рождаются чудеса:
Дом - цветок лотоса,
Дом - раковина,
Дом - улей,
Дом - звезда,
И фантастический город из этих домов,
Напоминающий тень самолета.
И город летит.

Эдуардас Межелайтис

Мы сегодня много говорили о чудесах, а почему бы нам не совершить чудо и представить себя в роли архитекторов и строителей. Что нам стоит дом построить, нарисуем - будем жить! Необходимо только произнести волшебное заклинание (в качестве игрового момента исполнить шуточную песенку “Тумба-тумба”, ученики ритмично постукивают ладонями по парте).

Этапы работы:

  1. Выполнение рисунка карандашом: прорисовка основных элементов, их композиционное размещение на листе.
  2. Прокладка основного цвета. Использование приема “вливание цвета в цвет”
  3. Обобщение и завершение работы. Детали можно дорисовать по сухому слою краски.

Учитывая индивидуальные способности учащихся, работу завершают дома. Следующий урок необходимо начать с анализа детских работ. Обычно дети проявляют большой интерес к этой теме, находят много литературы, посвященной истории архитектуры, используют материал из Интернета для создания “Презентаций”, выполняют макеты зданий.

Творческие работы учащихся (рисунки 1-9)