"Религиозные традиции в культуре Черноморского казачества"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

  • Рассмотреть религиозные традиции в культуре Черноморского казачества в конце XVIII – начале XIX вв.
  • Изучить историю создания первых церквей и монашеских обителей в Черномории в этот временной период.
  • Продолжить воспитание гражданственности, патриотизма, любви к истории своей страны, родного края, города.
  • Совершенствовать умения и навыки учащихся работать с исторической картой, дополнительной литературой.
  • Развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, познавательный интерес, мотивацию поисковой и исследовательской деятельности учащихся, культуру речи, расширять кругозор, совершенствовать умение понимать неразрывную связь “прошлого и настоящего”.

Основные понятия: православие, принцип выборности духовенства, походная церковь во имя Святой Троицы, Вознесенский Войсковой собор, Войсковой Александро-Невский собор, монастырь Екатеринолебяжская Свято-Николаевская пустынь.

Оборудование: Мультимедиа, магнитофон, историческая карта Краснодарского края, атласы по истории Кубани, тематическая выставка книг, поделки и рисунки учащихся по данной теме. Портреты: Екатерины II, князя Г. Потемкина-Таврического, иллюстрации, фото, казачьи костюмы.

Урок проводится с использованием компьютерной презентации.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

Урок начинается с гимнов России и Кубани.

Вступительное слово учителя:

Каждый уголок нашей страны имеет свои неповторимые черты истории и культуры. Наша Кубань - частица Великой России.

1-й ученик в форменной одежде казака читает стихи:

Россия со слезой на светлом лике
Всё молит Бога, глядя на Кубань,
На Тихий Дон и на Амур Великий:
- Приди, казак, из мёртвого восстань!
Не мстил обидчикам, не обижал убогих,
Но только Русь святую охранял,
За волю вольную, за веру свою в Бога
Он шёл на пушку, саблю и кинжал.
Так и теперь, явись, Россия просит,
Прекрасный витязь воли и Христа.
С Кубани ветер стук колёс доносит,
Да песня льется, вольна и чиста!

Б. Романов.

Учитель: Сегодня мы перенесемся в прошлое, к моменту заселения пустующих земель Кубани Черноморским казачьим войском и обратимся к культурным и религиозным традициям кубанских казаков.

2-й ученик: История кубанского казачества неразрывно связана с историей Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось красноречивое название – “Рыцари Православия”, т. е. защитники Христовой веры. К своим братьям они обращались словами: “Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти, – становись казаком”.

Постоянные военные походы, жизнь полная опасностей и военных тревог особенно усиливали потребность в вере, которая была “…очень присуща жителям Черномории, а потому при всяких случаях неблагоприятных черноморец обращался к религии...”.

Учитель: Прибыв в конце XVIII в. на Кубань, черноморские казаки принесли с собой обычаи и традиции, бытовавшие еще в Запорожской Сечи, на Украине.

Основание любого поселения начиналось с выбора места для церкви. В центре каждого куренного селения устраивалась площадь – майдан и закладывался храм, после этого уже осуществлялось строительство войскового правления и остальных жилищ. Церкви становились и первыми школами, и крупными библиотеками, и хранилищами архивных фондов.

Сообщение учащегося: Ещё не обустроившись на новом месте, испытывая массу трудностей и лишений, в 1793 г. черноморцы с огромным энтузиазмом приступили к церковному строительству. Их первым войсковым храмом стала походная парусиновая церковь во имя Святой Троицы, привезенная из Запорожской Сечи, подаренная казакам князем Г. А. Потемкиным в 1789 г.

Изображение его не сохранилось. Но по описанию, составленному Т.Котляревским, эта церковь выглядела следующим образом: “намет с алтарем белой парусины, подбитой полосатою парусиною, с медным желтым крестом с четырьмя таковой же меди булавами” (Работа с картиной).

Походная церковь черноморских казаков.

В 1796 г. она получила деревянные стены и камышовую крышу, стала стационарной, хотя и сохраняла свое первоначальное название - походная. Известно, что при Троицкой церкви была сооружена звонница, на которую были подняты привезенные из Херсона колокола: первый - в 440 пудов, второй – в 120 пудов.

Сообщение учащегося: С 1799 г. Войсковое Правительство начало работы по возведению деревянного собора в Екатеринодаре, взамен походной церкви, на пожертвования Екатерины II, выделившей в 1794 г. 3000 рублей, и на средства самого войска.

По словам Ф. А. Щербины: “Собор предполагалось построить по образцу существовавшей в Запорожском Коше Покровской церкви, но в более громадных размерах… Церковь должна быть пятиглавой, с железной крышей, в длину, ширину крестообразно и в вышину 50 аршин, а колокольня в вышину по пропорции с церковью”.

Храм возводился очень быстро, к осени 1802 г. завершились внутренние отделочные работы, 5 октября он был освящен в честь Воскресения Господня.

Войсковой собор Воскресения Христова

На деле, главный храм Черноморского войска, отстроенный в стиле “украинского барокко”, оказался шестиглавым, составлявшим в плане латинский крест, колокольня отсутствовала. Ее функцию выполняла небольшая звонница, располагавшаяся в нескольких десятках метров от западного входа.

Внутреннее убранство мы можем восстановить, опираясь на письмо черноморского казака Старотитаровского куреня Константина Синкевича: “Собор был так обширен, что в нем смело мог поместиться целый полк. Резонанс в нем был чудный. В соборе по правую сторону было вместительное возвышение, где всегда и очень часто становились во время церковного бдения атаман и все чины войска. У стены возвышения размещены были полковые знамена”.

Войсковой Воскресенский собор простоял до 1878-1879 годов, когда из-за ветхости был разобран.

Войсковой Александро-Невский собор в Екатеринодаре.

1 мая 1853 г. в Екатеринодаре был заложен новый храм в честь Александра Невского. Освящен в 1872г.

Учитель: Первое время Черноморское войско испытывало острую нехватку священнослужителей, так как мало кто из духовенства решался ехать на новые, необжитые земли.

Сложившаяся ситуация описывалась следующим образом: “На острове Фанагории… возник целый ряд поселений до десяти в каждом, но за отсутствием церквей и священников многие умирают без исповеди и причастия, а младенцы без крещения, и гробы их остаются незапечатанными: остающиеся в живых младенцы ждут крещения по семь месяцев. Народ лишен храмов и богослужения, престарелые жители не могут закончить жизнь свою так, как они желали бы по своей набожности”.

В связи с этим, в войске выработался обычай выбора священников жителями из своей же казачьей среды: “Черноморское духовенство комплектовалось в основном из бывших казаков, пользовавшихся уважением за героическое прошлое.… В результате оно находилось в зависимости от войска, и было неразрывно связано с его жизнью” [1, с. 89].

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен был обладать казак, избираемый для духовной службы?

17 марта 1794 г. Роман Порохня был назначен первым главой черноморской церкви (войсковым протоиереем). А 30 апреля того же года бывшие казаки Яков Дьячевский, Андрей Коломиец и Петр Письменный посвящены в духовный сан (сообщения учащихся о них) [8].

Священников и дьяконов обычно избирали по куреням, давали им общественный наказ и отправляли к владыке для посвящения. Избранное духовенство навсегда оставалось в казачьем сословии, получало земли наравне с другими казаками, а дети их числились в казачьем звании и могли нести военную или духовную службу. М.Ю. Горожанина определяет веру черноморцев как “военное” православие [2, с. 73]. Этот обычай избирания из своей среды священнослужителей просуществовал до 1 июля 1842 г.

Учитель: Войсковое правительство также не препятствовало уходу из военных рядов казаков, которые имели желание окончить свою жизнь в монашеском чине.

7 августа 1794 г. по указу Екатерины II в Черномории была основана Екатеринолебяжская Свято-Николаевская пустынь.

- Как вы думаете, почему в Черноморском казачьем войске возникло желание иметь свой монастырь?

Сообщение учащегося: Эта обитель устраивалась для престарелых и больных казаков. Содержание ее полностью возлагалось на попечение и иждивение войска. Хозяйство пустыни пополнялось также за счет имущества тех, кто принимал монашество: их скот и недвижимость поступали в распоряжение казны монастыря. Ежегодно, из войсковых доходов каждый монах получал жалование.

Учитель: Духовно-нравственная сила православия пронизывала многие стороны жизни войска, объективно проявлялась в заботе казаков о сохранении народных традиций, в преемственности духовного опыта народа.

Дом казака представлял собой малую церковь. В правом углу обязательно висели иконы, обрамленные рушниками: Иисуса Христа, Богоматери, Св. Николая Чудотворца, а также икона, покровительствовавшая местному храму. Например, Покров пресвятой Богородицы, Св. Параскева Пятница и др. Праздник, связанный с этим святым, отмечали всей станицей, как самый большой.

В каждой семье были свои традиции и обряды. Но, как отмечает историк И. Я. Куценко: “…Черноморцы — второе и третье поколение казаков, которые вели свою родословную от запорожцев, долго считали себя украинцами, сохраняя язык и традиции отцов. Это обусловило этническое своеобразие кубанского казачества”. В его нравах, обычаях, традициях, фольклоре, повседневной жизни мы можем обнаружить эти особенности и украинские корни.

Религиозное мировоззрение населения Кубани находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”, “Господи помилуй”. Приветствуя работающих на Кубани говорили: “Бог в помощь”. На такой привет у казаков был ответ: “Казалы богы шоб и вы помоглы”.

Практическое задание:

- Прочитайте кубанские пословицы. Объясните их. Какие православные ценности отражены в них?

- “Кто рано встает, тому Бог дает”.

- “До Бога без молитв - будешь чертом бит”.

- “Не чоловичьим умом, а Божьим судом”.

- “Хто правду шукае, того и Бог найдэ”.

- “Закрый чужый грих, Бог два простыть”.

- “Хто людям помогае, той горя нэ знае”.

- “Як батько сказав, так и будэ”.

- “Бог не без милости, а казак не без счастья”.

- “Бога бийся, а на сэбэ надийся”.

- “На тэ казак народывся, шоб Богу и царю сгодывся”.

III. Закрепление изученного материала.

1. Перечислите причины распространения православия на Кубани в конце XVIII – начале XIX вв.

2. Почему переселившиеся на Кубань черноморские казаки уделяли большое внимание строительству церквей?

3. Кто мог стать священником в Черноморском казачьем войске в конце XVIII в.? Как звали первых избранных священнослужителей?

4. Как выглядела первая войсковая церковь?

5. Назовите дату освящения Вознесенского войскового собора в Екатеринодаре.

6. Когда в Екатеринодаре был заложен и освящен храм в честь Александра Невского? Сохранился ли он до наших дней?

7. Как назывался первый православный монастырь на Кубани? Назовите дату его открытия. Покажите на карте место его расположения.

8. Перечислите факты, доказывающие влияние религии и церкви на развитие культуры на Кубани.

IV. Выставление оценок учащимся.

V. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по изученным вопросам на уроке. Дополнительно найти пословицы, поговорки отражающие христианское мировоззрение кубанских казаков.

Литература, используемая для подготовки урока и представленная на тематической выставке книг:

  1. Голованова С. А. Религиозная ситуация в казачьих регионах Терека и Кубани (конец XVIII-XIX вв.) /Православие в исторических судьбах Юга России. Сб. статей. Вып. 20. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
  2. Горожанина М. Ю. Особенности православной веры черноморских казаков //Творческое наследие Ф.А. Щербины и современность: Тезисы докладов. – Краснодар, 1999.
  3. История Кубани //Поурочные разработки и методические рекомендации для интегрированного курса “Кубановедение”. 5-11 кл. /Под ред. А. Г. Ерёменко. - Краснодар: “Вика-Принт”, 2005.
  4. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. Элективный курс. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, - 2006.
  5. Недвига Н. Г. Рыцари православия. К вопросу о религиозных традициях в Кубанском Казачьем войске. // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1996. № 1 (4). С. 31-33.
  6. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год / под редакцией В.Н. Ратушняка. - Краснодар, 1996.
  7. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994.
  8. Сапожников И.В. Священники Черноморского казачьего войска докубанского периода. //Культурная жизнь юга России. 2002. № 1. с. 38-41.
  9. Ткаченко П. Кубанские пословицы. – Москва, 1999.
  10. Фролов Б. Е. Заселение Кубани казаками. По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. - Краснодар: “Советская Кубань”, 1993.
  11. Щербина Ф.А.. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, т. 1-2.