Внеклассное занятие по истории в 3-м классе. Журнал "Хочу все знать"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения часов и их видов
  • расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой
  • развивать самостоятельность, воображение, речь
  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
  • формировать умение определять время
  • учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация “Журнал: Хочу всё знать”
  • Иллюстрации и фотографии часов
  • модели часов, индивидуальные часы
  • фонограмма песни “Про будильник”
  • модель песочных часов
  • выставка книг:
    • Э. Котляр “Часы-часики”,
    • Я. Шур “Сколько стоит минута”,
    • И. Мельников “Про часы и о часах”,
    • Е. Шварц “сказка о потерянном времени”.
    • Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.Мир книги. 2003
    • Что такое, кто такой. Том 3. -М Педагогика.1978
    • Моя первая энциклопедия. А Я Гальперштейн. – М. РОСМЭН. 2005
    • Детям о времени. Тарабарина Т.И.- Ярославль. 1996

Предварительная подготовка учеников: работа с литературными источниками, словарями, поиск материалов о часах, их видах

Ход мероприятия

Презентация

У: – Начинаем наше занятие. А работаем под девизом:

(все хором)

Орешек знаний твёрд.
Но мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Наш журнал “Хочу всё знать”

У: – Мы отправляемся в “Путешествие в страну Тик-так”

(Слайд 2 чтение учащимися)

У: – На занятии речь пойдёт о часах.

(вбегает Знайкин)

Зн, – О! Здравствуйте! Я не опоздал. Сейчас 9 часов 55 минут. Как хорошо иметь часы и пользоваться ими. Пришёл точно в срок.

У: – Да, Знайкин, сегодня часы наши верные спутники, они много значат в нашей жизни. Мы узнаем, как изменялись часы со временем. А что такое часы?

Зн. – Часы – прибор для отсчёта времени (словарь Ожегова). Трудно представить, что когда-то у человека часов вообще е было. Первобытные люди просыпались, когда всходило солнце. Их будили на рассвете голоса птиц. Давайте откроем первую страничку нашего журнала “Страница истории” и узнаем, какие часы изобрёл человек за всё это время.

(просмотр слайдов 3-11)

У: – какие часы используют люди в наше время?

Д: – Механические и электронные.

У: – На парте у вас лежат часы. У кого электронные? А механические?

- готовясь, к нашему занятию, вы прочитали различную литературу (обратить внимание на выставку книг) были любознательными. Так называется следующая страничка журнала.

(просмотр слайдов 12-15)

Зн: – Предлагаю игру “Знаете ли вы часы”. Назовите вид и тип часов. Показ иллюстраций.

Зн: – Есть такие часы, о которых знают во всём мире. Посмотрим страничку журнала “Это интересно”. (просмотр слайдов 16-20)

У: – Ребята, скажите, а могут ли быть часы живыми?

(выслушивается мнение учеников)

Зн: – Страничка журнала “Живые барометры” времени”. (просмотр слайдов 21-25)

Сообщение ребят:

1 ученик

Растения “просыпаются” каждое в своё время: одуванчик – в 6 ч утра, полевая гвоздика – в 7 ч, вьюнок – в 8 ч. А ещё позднее, в 9-10 ч, – соцветия ноготков. Чветки красной смолёвки, кислицы.

2 ученик

Весной и летом можно легко определить время по пению птиц. Соловей просыпается в начале второго часа ночи. В 2-3 ч утра начинает петь полевой жаворонок. В 5 ч просыпается зяблик. А воробей, живущий рядом с человеком, просыпается поздно – 6 ч. Самый верный утренний будильник – петух, причём не только весной и летом, а в любое время года

3 ученик

Моя кошка Люська знает приход домой каждого члена нашей семьи.ежедневно она садиться у дверей и в 5 ч вечера встречает маму, без четверти шесть встречает папу. А потом меня, когда я приду из школы.

Проводится физкультминутка под музыку – песенка “Про будильник”

Зн:

- Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел
А что сделали вы?

У: – Знайкин, в классе есть информационный центр. Вот что он нам сообщит.

Сообщение ребят:

1 группа учащихся

  • Узнал, что песочные часы в виде двух сообщающихся сосудов. Песок за определённое время пересыпается из верхнего сосуда в нижний. (показ модели песочных часов). Откуда и пошло выражение “Много воды утекло” Песочные часы служат людям и сейчас, применяются в медицине.
  • Некоторые механические часы делались с боем, отсюда и пошло выражение “битый час”, слово “битый” означает, что прошёл целый час.
  • Кремлёвские куранты. 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

2 группа учащихся

- Мы провели исследование. (показ слайдов 27-29)

- В нашем городе можно увидеть часы:

  • На центральной площади города
  • На здании около УПИ
  • На здании заводоуправления БАЗ

- В школе есть только электронные часы:

  • В кабинете директора
  • В классных кабинетах
  • В холле школы на первом этаже
  • В школьной столовой

Всего часов 45

- Какие часы есть дома? Мы подсчитали6

  • Механических – 47
  • Электронных – 68
  • Настенных – 64
  • Настольных – 56
  • Наручных – 85
  • Карманных у дедушки – 2

- Узнали мнение родителей (просмотр слайда 30)

У: – С какой целью висят часы на здании заводоуправления БАЗа?

Д: – Рабочие не должны опаздывать на работу.

Зн: – Модели часов есть у каждого из вас. Покажите 8 часов вечера, 12 ччасов. А по-другому, как можно сказать? Что обозначает время 14 ч 30 мин? Покажите это время на своих моделях.

(просмотр слайдов 31-32)

Зн: – Найдите часы, на которых стрелки показывают без пяти минут час?

- Определите время по часам?

У: – За минуту можно сделать не так уж мало, если постараться. Время не отдыхает, не стоит на месте, не ждёт никого. Поэтому так легко потерять его, а найти трудно. Необходимо беречь каждую минуту. А как вы сможете сберечь это время?

Д: – Соблюдение режима дня.

Зн: – Страничка нашего журнала о здоровье. (просмотр слайдов 33-34)

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

У: – Для чего нужно выполнять режим дня?

Д: – Научиться ценить время.

Ученики разыгрывают сценку.

А ты, Вова, знаешь, что такое режим?

Конечно. Режим – куда хочу, туда скачу.

Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь, его?

Даже перевыполняю.

Как же это?

По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю 4.

Нет, ты не перевыполняешь его, а нарушаешь. Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

Знаю. Подъем, зарядка, умывание, уборка постели, завтрак, прогулка, приготовление уроков, прогулка, обед – и в школу.

Хорошо.

А можно еще лучше.

- Как?

Вот так. Подъем, завтрак, прогулка, второй завтрак, прогулка, обед, прогулка, чай, прогулка, ужин, прогулка и сон.

Ну, нет, при таком режиме дня получится из тебя лентяй и неуч.

Не получится.

Это почему же?

Потому что мы с бабашкой выполняем весь режим.

Как это с бабушкой?

А так: половину выполняю я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

Не понимаю, как это.

Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка.

Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – вместе.

Прогулка и обед – я.

- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

У: – Конечно, Вова неправильно распределил время: прогулка, обед, прогулка. Сплошной отдых. А где же труд? Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимо. Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.

Зн: – Посмотрите на слайд. Решите задачу. (просмотр слайда 35)

У: – Люди всегда умели ценить время. Об этом говорят созданные ими пословицы и поговорки. Объясните, как вы их понимаете?

  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Упустишь минуту – потеряешь час.
  • Порядок бережёт время.
  • Делу время – потехе час

Выслушиваются ответы учеников.

Выступление учеников.

1 ученик

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.

2 ученик

Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы,
Диктуют так:
Тик-так! Тик-так!

3 ученик

За часом час, за годом год
Часы всегда идут вперёд.
Всё надо делать по часам,
Тогда доволен будешь сам.

4 ученик

С часами дружба хороша:
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не не забывай.
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
“Хороший был денёк!”

У: – Сегодня часы – наши верные спутники. Поэтому учитесь ценить и экономить своё и чужое время.

После занятия можно просмотреть кинофильм “Сказка о потерянном времени” с последующим обсуждением.

ПРИЛОЖЕНИЕ