Урок русского языка в 6-м классе "Роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложении"

Разделы: Русский язык


Тема: Роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях.

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с синтаксической ролью местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях.
  2. Формировать умение определять синтаксическую роль местоимений-прилагательных в различных конструкциях предложений.
  3. Воспитывать чувство любви к малой родине.

Оформление урока:

  1. Эпиграф.
  2. Словарь иностранных слов
  3. Кроссворд, составленный учащимися по теме: “Разряды местоимений-прилагательных.
  4. Видеофильм о городе Комсомольске-на-Амуре.

Содержание урока

1.Организационный момент (приветствие гостей, учащихся; запись в тетрадях числа)

2.Слово учителя.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока являются слова из стихотворения в прозе  И.С.Тургенева “Русский язык”. Прочитаем эти строки.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным явлением; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса”.

3. Устная работа с классом

-Объясните лексическое значение слова “эпиграф”

-Проконтролируем себя, обратившись к словарю иностранных слов.

(Индивидуальное задание)

-Как вы можете объяснить выбор эпиграфа? Какую идею урока он формулирует?

4.Текст записывается учащимися в тетради, учитель подводит итог: “Итак, сегодня на уроке мы будем продолжать развивать умение грамотно и бережно пользоваться языком, чтобы строить эффективное общение.

5. Работа с текстом

-Найдите и подчеркните ключевые слова текста (язык, клад, достояние, орудие).

- Продолжим ассоциативную цепочку (Что такое ассоциация?) (Индивидуальная работа со словарем, обращаем внимание на правописание слова)

- язык- народ – страна – родина

- Связаны ли между собой понятия: любовь к языку и любовь к Родине?

- Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.

Прочитаем тему урока. Вдумайтесь в каждое слово. Какой теоретический материал, изученный ранее, послужит базой для изучения новой темы?

Продолжите устно высказывание:

По строению предложения бывают…..

Графически покажите отличие простого предложения от сложного (самостоятельно, с последующей проверкой).

-Вернемся к анализируемому тексту. Найдите все местоимения-прилагательные, определите их разряд.

- Найдем грамматическую основу 1-го предложения, определим, простое оно или сложное

- Нам необходимо выяснить, какую синтаксическую роль выполняет местоимение-прилагательное в простом предложении. Каким образом мы будем это делать? Подумайте и составьте алгоритм действий.

(Ответы учащихся обобщаются и на доску последовательно вывешиваются таблички алгоритма)

Алгоритм

  1. Найди в тексте местоимение-прилагательное.
  2. Задай к нему вопрос.
  3. Определи по вопросу, каким членом предложения является.

-Примените данный алгоритм, определите синтаксическую роль местоимений-прилагательных в 1-ом предложении и сделайте вывод.

-Сравним свои выводы с правилом в учебнике. Текст какого стиля представляет собой правило? Чем научный стиль речи отличается от художественного?

- Можно ли было другим способом выйти на решение этой проблемы?

Слово учителя:

В начале урока мы говорили о том, что любовь к языку неотделима от любви к Родине.

-Что вы считаете своей Родиной?

Большинство из вас Родиной считают наш город, который в этом году празднует свое 75-летие. Многие писатели и поэты земли дальневосточной прославляют его в своих стихах и рассказах, легендах и повестях. Один из известных поэтов-дальневосточников Петр Комаров так говорит о чувстве сыновней любви и привязанности к родным местам, к своему дому:

Сторонка милая моя,
С перепелами вдоль обочин,-
Твоею славой славен я,
Твоей заботой озабочен.
Благословен мой край, и в нем-
Наш труд,
Наш дом, где все знакомо.
Я нитка в знамени твоем
Над черепичной крышей дома.

-Прочитать выразительно стихотворение, сформулировать идею.

-Найти местоимения-прилагательные только в простом предложении и определить их синтаксическую роль (самостоятельная работа с взаимопроверкой)

Слово учителя:

Местоимения-прилагательные используются в речи не только в простых предложениях, но и в сложных. Подумайте, одинаковой ли будет синтаксическая роль м -п. в простом и сложном предложении?

Проведем лингвистический эксперимент

Запишем предложение

Комсомольск-это город, где мы родились и выросли.

- Объясните постановку запятой, дайте характеристику предложению.

- Найдите местоимение-прилагательное, определите его разряд.

-Какую синтаксическую роль оно выполняет в данном предложении?

-Построим схему предложения, сделаем вывод о роли м.-п. в сложном предложении.

-Сравните свои выводы с правилом учебника.

Самостоятельная работа (раздается напечатанный текст или выводится на экран через мультимедиа проектор)

В нашем городе много удивительных мест. Дом Молодежи – это первое в стране здание такого типа, которое было построено в Комсомольске.

Всякий человек, который приедет в наш город, будет поражен прекрасными парками и стадионами, музеями и памятниками культуры.

- Исследуйте текст, графически покажите роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях. Подготовьте связный ответ по теме урока с использованием примеров из данного текста.

Развернутый ответ- обобщение ученика.

В заключении мне хотелось бы еще раз сказать, что любовь и бережное отношение к языку тесно связана с любовью к Родине, к тем местам, где ты родился и вырос, где прошло твое детство, где ты учился жизни. Выпускник нашей школы снял видеофильм о нашем городе. При просмотре обратите внимание, как красивы знакомые и привычные для нас места. Запишите те мысли, которые появятся у вас во время просмотра фильма, примените те знания и умения, которые получили на уроке.

Просмотр фильма о городе, прочитывание предложений с комментариями по теме урока.

Итог урока. Домашнее задание:

  • продолжить текст своими предложениями, провести аналогичную работу с местоимениями-прилагательными;
  • упр.481 (по схемам составить предложения).