Программа развития физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые не способствуют улучшению здоровья учащихся.

Компьютеризация современной школы, внедрение вычислительной техники в учебный процесс без должного соблюдения возрастных ограничений отрицательно сказываются на здоровье, приводя к развитию резкого утомления у детей и подростков.

Наш бурный XXI век можно без преувеличений назвать веком гиподинамии, или пониженной подвижности, и гипокинезии – уменьшение силы и объема движений. Поэтому охрана здоровья детей одна из важнейших задач нашего времени. Ведь правильное, гармоничное развитие детей – залог здоровья будущих поколений. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого ребенка – это отношение человека к своему здоровью.

Цели программы:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
  2. Пропаганда среди школьников и приобщение их к здоровому образу жизни.
  3. Воспитание потребности и умения школьников самостоятельно заниматься физкультурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха.
  4. Воспитание учащихся в народных традициях.

Программа включает в себя четыре основных направления развития спортивно–оздоровительной системы работы в гимназии.

1 НАПРАВЛЕНИЕ

Содержание учебного материала

Основной и обязательной формой организации физической культуры в гимназии является урок, который строится в соответствии с общими педагогическими и методическими принципами физического воспитания в гимназии.

  • Каждый урок физической культуры должен иметь целевую направленность, конкретные задачи.
  • На уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физкультуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга.
  • Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития.

На уроках физической культуры в начальной школе решаются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, стопы; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
  2. Овладение школой движений.
  3. Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости).
  4. Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.
  5. Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
  6. Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выполнения предрасположенности к тем или иным видам спорта.
  7. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.
  • Для закаливания детей в гимназии проводятся уроки физической культуры на открытом воздухе:

сентябрь – легкая атлетика

январь, февраль, март - лыжная подготовка.

  • Для укрепления здоровья учащихся в гимназии в апреле – мае проводятся уроки физической культуры в плавательном бассейне.

Главная цель уроков на свежем воздухе и в бассейне – закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.

1. Для всестороннего развития личности программа предусматривает:

  • Образовательно-развивающее направление:
  • секции по:

    - спортивному ориентированию

    - русские народные игры

    - ОФП

2. Дальнейшее развитие культурно-оздоровительной работы предполагает:

  • Укрепление гимназической спортивно-физкультурной базы:

- приобретение спортивного инвентаря

  • Оборудование спортивной площадки:

- оборудование полосы препятствий

- оборудование площадки для подвижных игр

2 НАПРАВЛЕНИЕ

Массовая физкультурно-оздоровительная работа.

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

1. Спортивные соревнования должны способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно больше детей, подростков и взрослых.

  • Увеличить число занимающихся физкультурой возможно через расширение спортивных кружков и проводимых соревнований, через привлечение к соревнованиям детей разного возраста, а также родителей и активное участие в соревнованиях болельщиков.
  • Подвижные игры – необходимая, жизненноважная разрядка, удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении, жажду деятельности, соревнования.
  • Подвижные игры - важное средство развития ловкости, быстроты, силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения ориентироваться в сложной ситуации.
  • Игровая деятельность участников соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.

2. Воспитание учащихся в народных традициях, знакомство со спортивными народными играми.

  • Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, вызывают интерес к народному творчеству.
  • Народные игры не требуют спортивного дорогостоящего инвентаря, по содержанию – классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
  • В данных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками и потешками.

Реализация данного направления

  • Легкоатлетический пробег, посвященный Дню города.
  • “Веселые старты”.
  • Игра “перестрелка”.
  • “Папа, мама и я – спортивная семья!”.
  • Зимние состязания: соревнования на ледянках, взятие снежной крепости.
  • Соревнования по русским народным играм: “Посигутки”, “Метание в летящий шар”, “Русские потешки”, “Богатырская застава”.
  • А ну-ка, мальчишки”, “А ну-ка, девчонки”
  • Смотр строя и песни.

3 НАПРАВЛЕНИЕ

Пропаганда здорового образа жизни среди детей.

Основная задача – довести до детей, что здоровье это драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил, времени, но и отказаться от пагубных привычек.

Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

В целях пропаганды здорового образа жизни предполагается использовать следующие формы работы со школьниками:

  • Конкурсы рисунков учащихся 1-2 классов на тему “ Мы любим спорт”.
  • Конкурсы газет и плакатов среди учащихся 3-4 классов на тему “ Спорт – это жизнь”.
  • Конкурсы сочинений учащихся 4 классов на тему “ Мы за здоровый образ жизни”.
  • Проведение бесед на классных часах с учащимися 1- 4 классов по темам: “ Профилактика вредных привычек ”, “ Повышение защитных сил организма”, “ Как сохранить и укрепить свое здоровье ” и т.д.
  • Посещение выставок, посвященных здоровому образу жизни.
  • Создание в гимназии совета физкультурников, организация ее работы в рамках деятельности общегимназического совета.
  • Поднятие статуса ответственных за организацию спортивной работы в классе, развитие этого направления работы в каждом классе.
  • Чествование лучших гимназических спортсменов, создание имиджа “спортсмена – здорового человека”.
  • Чествование лучших гимназических команд, привлечение в состав спортивной команды как можно большего числа гимназистов, улучшение спортивных достижений.

4 НАПРАВЛЕНИЕ

Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового поколения.

Вспомним слова известного педагога В.Сухомлинского: “Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное”. Поэтому необходимо вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья учащихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной, творческой и здоровой их жизни.

Реализация данного направления

  • Здоровье наших детей – в наших делах. (Итоги медосмотра, анализ состояния здоровья учащихся).
  • Тематические родительские собрания.
  • Консультации, беседы для родителей.
  • Правильная организация отдыха для детей.
  • Проведение совместных экскурсий, походов.
  • Проведение спортивных мероприятий с участием родителей.
  • Работа в попечительском совете.