Интегрированный урок по внеклассному чтению "Урок-путешествие в осень"

Разделы: Внеклассная работа


Тема: “Унылая пора! Очей очарованье!”

Цели:

  1. Воспитывать чувства любви и уважения к родной природе.
  2. Развивать умение видеть, понимать прекрасное в искусстве и жизни.
  3. Приучать к самостоятельному отбору материала, его систематизации для связных высказываний, написания сочинений.
  4. Обучать искусству дикции и декламации.

Оборудование урока:

  1. Газета “Люблю я пышное природы увяданье...”, в которой помещены сочинения и стихотворения учащихся на тему: “Какие образы, мысли, чувства возникают у вас при слове “осень”.
  2. Галерея рисунков учащихся по теме: “Осенняя рапсодия”.
  3. Репродукция художника И. Левитана “Золотая осень”.
  4. Грамзапись пьесы П.И. Чайковского “Времена года” - “Осенняя
    песня”.
  5. Объемная картина “Пушкин в Болдино”, выполненная учителем и учащимися.

Ход урока:

l. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие в осень. Будем говорить о застенчивой и таинственной красоте осенней природы, тем более что в этом году осень порадовала нас своим теплом. Обратимся к эпиграфам урока.

Учащиеся читают и комментируют эпиграфы к уроку, оформленные на доске.

Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. Тютчев

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

А. Пушкин

Учитель. “Унылая пора” - говорит поэт. Действительно, многие считают осенние дни скучными, однообразными. Это не лето, где можно купаться, загорать; не зима, где можно кататься на лыжах, на санках.

Но может в осени есть что-то особенное, таинственное, чем она и очаровывает поэтов, художников, композиторов. У нас сегодня есть уникальная возможность соприкоснуться с загадочным миром осенней природы и понять, в чем же ее неповторимость и красота.

П. Знакомство с творческими работами учащихся.

Учитель. Вам было дано творческое задание: написать о том, какие образы, мысли, чувства возникают у вас при слове “осень”.

Ребята прекрасно справились с этой работой. Лучшие сочинения и стихотворения мы поместили в газете под названием “Люблю я пышное природы увяданье...”.

Учитель читает отдельные сочинения учащихся, обращая внимание на образность и стилевую окраску работ.

Ш. Выразительное чтение учащимися стихотворений об осени.

Учитель. И все-таки есть в осени особенная красота. Осень любил А.С. Пушкин, о ней писали многие поэты.

Пушкин оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки. Давайте “окунемся” в мир поэзии и послушаем замечательные стихотворения, которые выучили ребята.

Учащиеся читают стихотворения об осени.

А.С. Пушкин: “Октябрь уж наступил...”, “Дни поздней осени бранят обыкновенно...”, “Унылая пора! очей очарованье!”

Ф.И. Тютчев: “Есть в осени первоначальной...”

И.А. Бунин: “Листопад”

Вопрос к чтецам. Почему каждый из вас выбрал именно это стихотворение, чем оно вам понравилось?

IV.

Учитель. Прекрасна, многолика осенняя природа. Во все времена она служила источником вдохновения поэтам, художникам, композиторам. Особенную тишину осени, ясную радость отдыха природы лучше всего сумел передать на своих полотнах И.Левитан. Художник Левитан умел видеть и самозабвенно радоваться сияющему великолепию красок. Он создал изумительную осеннюю сюиту, написав такие картины, как “Осенний день”, “Осень”, “Золотая осень”. Понятие “Левитановская осень” стало нарицательным так же, как “Болдинская осень” А.С. Пушкина.

V. Работа по картине И. Левитана “Золотая осень”.

Каждый ученик имеет на парте лист с вопросами и опорными словами, которые помогают ему в работе по картине.

План работы.

  1. Как вы думаете, какое время года художник любил больше всего? Почему?
  2. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?
  3. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые, холодные)
  4. Какими художник изобразил деревья, кусты, траву? (нежно - золотистая листва; порыжевшая, поблекшая трава; неяркая зелень; светлые, тонкоствольные березки).
  5. Какого цвета небо и вода на картине? (осеннее, лазурное небо; мрачная, холодная синева речки).
  6. Каким настроением проникнута картина? Какие чувства вызывает пейзаж у вас? (ощущение тишины, покоя; мягкая лирическая грусть, навеянная увяданием природы).

Учитель. Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

VI.

Учитель. А как сумели передать красоту осенней природы ребята нашего класса, мы увидим и услышим, побывав в картинной галерее “Осенняя рапсодия”. Экскурсоводом нашим будет Варыгина Оксана

Ученица. Я хочу начать свою экскурсию со стихотворения о нашем городе.

Осень, в нашем городе осень.
Акварель октября вся из рыжих мазков.
Носит ветер северный, носит
Так небрежно кафтан свой, сшитый из облаков.
Осень, в нашем городе осень.
И не надо про лето ни вздохов, ни слов.
Сносен, еще ярок и сносен лучик солнца,
Скользнувший по шатрам куполов.
Осень, в нашем городе осень.
Город мой, ты задумчив, туманен и тих
Очень ты мне нравишься, очень,
Ну, совсем как еще не родившийся стих,
Осень, в нашем городе осень...
Выйду в день — и закружит меня листопад.
Спросит, если кто-нибудь спросит,
Отвечай, что не скоро вернусь я назад.
Осень, в нашем городе осень...

Я. Юденич

А сейчас мы совершим экскурсию по нашей классной картинной галерее. (На доске размещены рисунки учащихся на осеннюю тематику).

Ученица продолжает экскурсию:

Я хочу обратить ваше внимание на то, как умело нарисовали ребята осень в нашем городе.

Петровский В. - осень на даче. Особенно красива золотистая листва на деревьях и янтарное солнце.

Сунцова К. нарисовала разноцветный листопад.

Осенний натюрморт мы видим на картине ЮзвикТ.

На картине Рузаевой Ж. изображена поздняя осень, здесь присутствуют темные, холодные тона красок.

Некоторые ребята нарисовали осень по произведениям АС. Пушкина: “Октябрь уж наступил...”

“Уж небо осенью дышало...”

Все эти рисунки передают красоту и многообразие осенней природы.

- Ребята! Как вы думаете, почему мы назвали нашу картинную галерею так романтично “Осенняя рапсодия”?

Учитель. Сейчас мы заочно отправимся в гости к любимому поэту А.С. Пушкину в Болдино.

Работа с объемной картиной “Пушкин в Болдино”.

Вопросы к учащимся:

  • Каким нас встречает Пушкин?
    (он грустит, задумчив)
  • А что окружает поэта?
    (красивая осенняя природа)

И может быть здесь, под мелодию осенней листвы, сочинял Пушкин свои гениальные произведения.

VllI.

Учитель. Глядя на осенний пейзаж, вспоминая стихи поэта, мы слышим в своей душе звуки мелодии Чайковского. Давайте послушаем пьесу из альбома П.К.Чайковского “Времена года”.

Звучит “Осенняя песня” П.И. Чайковского.

- Какие мысли, чувства навевают вам звуки этой мелодии?

(Ученики делятся своими впечатлениями).

Приходим к выводу. Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников, музыкантов, поэтов во все времена тянули к себе молчаливые картины осеннего пейзажа. Осень - пора не только раздумий и созерцательной грусти, но и вдохновения, романтических замыслов и свершений. Плоды полей и плоды человеческих помыслов являются осенью.

IX.

Учитель. Осенняя природа предстает перед нами как живая, во всей красе. С какой любовью описывают ее мастера слова, кисти, музыки. И мы должны помнить, что общение с природой обогащает душу человека, делает его добрей, человечней.

В осенний лес вхожу, как в храм,
И тянет рухнуть на колени,
Молиться всем, что есть, богам,
Твердить без устали и лени:
“Благодарю за то, что мне
Дарована такая милость—
Жить человеком на земле,
И верить, что бы ни случилось,
Какая б ни стряслась беда,
Какого б счастья ни изведал,
Со мною будут навсегда
И этот лес, и это небо...”

С. Клюхин.

Подводя итоги нашего урока, давайте попробуем ответить на вопрос: “Так ли скучна и однообразна осенняя природа?”

Сообща приходим к такому выводу. Прекрасное рядом с нами - надо суметь увидеть его. Кто бродил по осеннему лесу, шелестел листьями, срывающимися с деревьев, замирал перед факелом клена, тот не променяет осень ни на какое время года. Ее чар не победить никому.

И хочется верить, что в золоте осенних лесов есть отблеск звезд.