Занятие кружка "Экология + логика" на тему: "Волшебница Вода" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: “Волшебница Вода”

Цели и задачи: Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы. Прививать навыки исследовательской работы. Закрепить и расширить знания учащихся о свойствах воды. Прививать любовь и бережное отношение к окружающему нас миру.

Наглядность: таблицы, плакаты, рисунки учащихся.

Оборудование: сосуды с водой, аквариум, комнатные растения, стаканы с водой, лед, ТСО.

Ход урока:

(В классе расставлены сосуды с водой. На столе учителя аквариум с рыбками. На окнах комнатные растения. На боковых досках рисунки ученика Кротова Егора с изображением круговорота воды в природе и плакат на тему “С кем дружит Вода”. На центральной доске тема “Волшебница Вода”. Доска закрыта.)

Учитель:

Дорогие ребята, сегодня к нам на занятие кружка пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся с ними.

(К ученикам)

А вы, ребята, на занятии
Слушайте внимательно!
Не отвлекайтесь,
В рассуждения включайтесь!
Итак, у нас еще один гость.

(Входит мальчик в соломенной шляпе с ведром).

Исполняется песня из к/ф “Волга-Волга”.

1.

Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды!

2.

Пьют и звери, и кусты,
И деревья, и цветы.
Даже мухи без воды
И ни туды, и ни сюды.

2.

Не покушать, не попить,
Не помыться, не полить.
Человеку без воды
И ни туды, и ни сюды.

4.

Нет, ребятушки, не зря
Есть и реки, и моря.
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды.

Учитель:

Ребята, чья песенка прозвучала?

Дети: Это песенка водовоза.

Водовоз – воду возит.

Учитель: Зачем же нужно возить воду, ведь она течет в наши дома по трубам и льется из крана?

(Ответы детей).

Учитель: Оказывается, есть на Земле места, куда пресную воду (ту, которую мы пьем, используем для приготовления пищи, в быту) привозят на автомобилях, лошадях и даже на верблюдах. Это пустынные места в Казахстане – пустыня Кара – Кумы, в Африке – пустыня Сахара, в Азии – пустыня Гоби.

Вода в этих местах ценится на вес золота. И называют ее волшебницей.

Точно так же звучит и тема нашего занятия “Волшебница Вода”.

(Открываю доску).

Учитель: А что означает слово “волшебство” и что значит быть волшебником?

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что Вода – волшебница?

Дети: Да!

Учитель: Мы с Вами много узнали о воде из своих наблюдений и опытов. Попробуем доказать это.

Наташа Краснова: Утром мы умываемся водой, кушаем пищу, приготовленную на воде. Чай, кофе – это вода. Молоко – это вода. В обед – щи, каша, компот – вода. И на воде – ужин. Купаемся в воде, стираем водой, моем полы. Тепло в дом приходит с горячей водой в батареи. Кровь человека на 98% - вода. Мышцы человека на 70% - вода. И вообще человек 9 частей это вода.

А хотите узнать, сколько воды каждый из нас расходует в день? Слушайте!

Алена Андреева: Каждый из нас расходует: около 300 л на принятие ванны; 70 л на душ; 18л, чтобы почистить зубы, если ты не выключишь кран и 120 г, если ты используешь стакан, экономя воду; 15 л, чтобы помыть руки; 5 л на приготовление пищи; около 1,5 л на питье каждый день.

Без воды человек не сможет прожить!

Егор Кротов: Решили мы проверить, действительно ли вода – волшебница. Мы поставили луковицу на баночку с водой 1 марта и стали наблюдать. На следующий день у луковицы появились корешки, а через несколько дней, росточек. Луковица начала расти. Вода дала ей жизнь. Все наблюдения я зарисовал.

(Демонстрирует свои зарисовки).

Витя Гаранин: Говорят, что растения не могут жить без воды. Я наблюдал за бальзамином. Несколько дней мы его не поливали. Земля в горошке высохла, листья повяли. Мне стало жаль цветок, и я его полил. Через несколько часов листочки поднялись, цветок ожил. Значит, без воды растения могут погибнуть.

Учитель: Какой же вывод можно сделать после выступления Наташи, Алены, Вити, Егора?

(Вывод на доску.)

Лена Храпунова: Мы в блюдце налили воды. Стали наблюдать. Через несколько дней воды не стало. Она испарилась, стала невидимым паром. Но пар можно увидеть! Я проделала такой опыт: спрятала листик у Каллы в целлофановый пакетик и завязала его. На следующий же день на пакетике появились капельки воды. Вода испарилась с листа и осела на холодном пакетике в виде капелек.

Учитель: А вот, если воду слегка подогревать, то испарение происходит быстро.

Стасик Сапкеев: А я дома проделал такой опыт. В блюдце налил немножко воды и поставил на горячую батарею. Через час воды в блюдце не стало.

Учитель: В природе вода испаряется постоянно. Даже зимой идет испарение снега. Заметить это трудно, потому что процесс этот идет очень медленно. А вот летом испарение заметить очень легко. Вспомним, как быстро сохнут лужи после дождя. О чем же нам рассказали Лена и Стасик?

Дети: Вода постоянно испаряется. В природе встречается в жидком виде (вода), твердом (лед, снег), газообразном состоянии (пар, туман).

Учитель: Что еще вы знаете о воде?

(Ответы детей).

Учитель: А что еще умеет растворять вода?

(Ответы детей)

Учитель: Перед вами в стакане жидкость. Как вы думаете, это вода или нет? Как определить?

(Можно понюхать, попробовать).

Попейте через соломинку. Каков вкус?

Учитель: Это минеральная вода.

В воде растворены минералы: это вода лечебная, ее используют в медицине. Лечат заболевания желудка. Есть минеральная вода, которая лечит печень, почки и другие органы..

Сейчас мы с вами получим раствор, который тоже используют в медицине. У вас на парте в пакетиках завернуты крупинки темного цвета. Осторожно разверните и высыпьте их в маленькие стаканчики с водой. Что произошло?

Дети: Вода стала розовой.

Учитель: Это марганец. Вода растворяет его и окрашивается в розовый или фиолетовый цвет.

Слабым раствором марганца можно полоскать больное горло, обрабатывать раны и ссадины.

А еще при помощи этого раствора можно определить, пригодна ли эта вода для питья.

Если из розовой окраски раствора постепенно изменится на желтоватую, значит в воде много органических примесей и хорошо живется микробам.

Такую воду пить нельзя – ее надо вскипятить.

Вывод:

Вода растворяет многие вещества. Лечит людей.

Да, трудно прожить человеку без воды. Без воды гибнут растения. Но и животные тоже не могут жить без воды. (Показать плакат). А вот для рыбок – вода дом родной. Давайте пофантазируем и превратимся в маленьких рыбок, которые плещутся в чистой, свеженькой воде.

Физкультминутка.

Рыбки в озере плескались
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Учитель: Много положительных качеств у воды. Но иногда вода может быть и очень суровой.

Юля Путилова: Мы с мамой налили полную бутылку воды, закрыли ее плотной пробкой и положили в морозильную камеру. Бутылка треснула. Вода разорвала ее. Почему?

(Ответы детей).

Учитель: Верно ребята.

При охлаждении вода расширяется, а вот все другие вещества сжимаются. Вода же при замерзании расширяется со страшной силой – может разорвать не только стеклянную бутылку, но и стальные трубы, и отопительные батареи.

(Вывод на доску).

Учитель: Давайте взглянем на глобус. Больше всего на нем голубого цвета. Это вода. Но пресной воды всего 1%, сотая часть от всего огромного количества воды. Ей требуется защита и охрана. Воду надо экономить, но не у всех это получается.

Наш Никита провел небольшое исследование.

Никита: У нас в ванной сломался кран. Я посчитал, что в минуту из крана выливается 60 капель воды, значит за 1 час – 3600 капель, а за сутки – 86400 капель.

Учитель: Да, если эти капли перевести на граммы и литры, то получится довольно большое количество воды.

Кран должен быть в порядке. Да и хороший кран не надо забывать закрывать. Вот у Бориса Заходера есть интересное стихотворение о речке, которая по вине мальчика стала ручьем.

(Учитель читает стихотворение Б.Заходера “Течет река”).

Учитель: Чтобы не забывать о том, что воду надо беречь, наши ребята нарисовали водоохранные знаки.

Стас Сапкеев: Не загрязняй водоемы. Не бросай в воду бутылки.

Алеша Петров: Не бросай склянки, консервные банки и другой мусор.

Лена Храпунова: Не стирай белье в речке. Вода станет мертвой – рыбки погибнут.

Оля Высотская: Не мойте машины вблизи водоемов.

Егор Кротов: Хорошо закрывай водопроводный кран. Следи, чтобы вода не капала из крана.

Юля Дунина: Расходуй воду экономно. Когда чистишь зубы, используй стакан.

Помни, что питьевой воды на Земле мало.

(Вывод на доску).

Учитель: Сумели ли мы сегодня доказать, что вода волшебница?

Дети: Да!

Юля Дунина:

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратиться, то в лед.
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница наша – Вода!

Учитель: И в заключении, я предлагаю детям попробовать десерт с участием полезной для человека талой воды. Это черносмородиновый чай со льдом. А нашим гостям – рецепт этого чая. Чай называется “Ледяная ягода”.

Талая вода – самая полезная для питья. Она прекрасно усваивается организмом человека, потому что структура льда и талой воды очень напоминает структуру воды в нашем организме.

Но где взять такую воду?

Можно приготовить десерт с участием талой воды – черносмородиновый чай со льдом.

Ледяная ягода.

(Рецепт)

Положите по ягодке из варенья – крыжовник, клубнику, малину, черную смородину – в специальные формочки для льда и залейте водой.

Аккуратно поставь в морозильник.

Теперь разведите полчашки черносмородинового сиропа из варенья стаканом воды, добавьте 8 чайных ложек чайного отвара. Для этого просто заварите крепкий чай и процедите его через ситечко. Размешайте и положите немного ванильного порошка. Долейте получившуюся смесь горячей кипяченой водой и остудите.

Разлейте напиток по бокалам, положите в каждый цветную льдинку. Лед будет таять, а вы получать удовольствие.