Работа с родителями в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий

Разделы: Работа с родителями


Раздел: работа с родителями.

Форма проведения: Анализ анкет по ЗОЖ и внеклассное мероприятие.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  2. Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
  3. Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

Оборудование: тема, правила работы, ватманы, полицветы, магнитофон, мультимедиа (Приложение), таблицы: "Режим дня".

Самое драгоценное, что есть у человека - это его здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние физического и психического здоровья детей вызывает большую тревогу. И если в настоящее время в школе разработана программа "Здоровье" и почти каждый педагог применяет в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, то, приходя, домой, ребенок часто предоставлен сам себе. Именно это подтверждают данные анкеты, проведенной мной с родителями 3 класса "Б". (Слайд № 1).

(Предварительно, на родительском собрании мы заполнили анкеты по ЗОЖ, с помощью мультимедиа, я анализирую их перед родителями и детьми).

На вопрос “В котором часу Ваш ребенок ложиться спать?” 50% родителей ответили - в 21 час; 32% - в 22 часа; 28% - в 23 часа, притом, что все дети просыпаются утром в 6 часов 30 минут либо в 7 часов. Следовательно, на сон они тратят соответственно от 10 часов - до 7 часов 30 минут. Мы знаем, что именно во время сна наш организм подзаряжается энергией, готовится к следующему дню и десятилетний ребенок должен ложиться спать не позднее 10 часов вечера. (Слайд № 2).

На вопрос “Делает ли Ваш ребенок зарядку?”, 95% родителей ответили "нет", и 100% родителей сами не делают зарядку утром (нет примера со стороны родителей). (Слайд №3).

На вопрос “Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?”, 55% ответили, что смотреть телевизор или играть на компьютере, 35% -посещать кружки, 10% - играть во что-либо и читать. (Слайд № 4).

На вопрос “Сколько времени Ваш ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере?”, 70% ответили - 3 часа и больше, 25% - 2 часа, 5% - час и меньше. А на уроки 85% детей тратят час и менее, 15% около двух часов. (Слайд № 5).

С изречением, что здоровый ребенок учиться лучше, согласны все родители, но на вопрос, как вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у ребенка, многие родители затруднились ответить.

Для сохранения здоровья своих детей родители предлагают заниматься закаливанием, посещать спортивные секции и кружки, заниматься спортом. И это правильно, так как возраст от 7 до 10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. По мнению физиологов, именно в этом возрасте полезно развивать выносливость детей, особенно к циклическим нагрузкам, так как эндокринная и нервная регулирующие системы весьма незрелые. Любое серьезное интеллектуальное напряжение может вызвать активную перестройку работы всех систем организма ребенка. (Слайд № 6).

Поэтому между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость. Чем лучше здоровье, тем лучше уровень усвоения знаний. (Слайд № 7).

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства, прежде всего в семье. По мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью?

Особенность детского обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. И ожидания педагогов, родителей, самих детей приводят к росту психической нагрузки, стрессам. Как же помочь детям и что посоветовать родителям, чтобы они начали жить полноценной и интересной жизнью?

Предлагаю следующие направления в работе с родителями по ЗОЖ.

Направления Виды деятельности Результат
Лекционная работа Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы, специалистов в области здоровья.  На этих занятиях родители повышают свой теоретический уровень.
Применение полученных на лекциях знаний, их практическая отработка. Проведение мониторингов динамики здоровья и психофизического состояния учеников ( учителя, совместно с родителями, могут проводить занятия в виде тренингов, праздников "Здоровья"…) Родители вместе с детьми включаются в школьные мероприятия, идет процесс самосовершенствования, что может послужить примером для детей.
Организация общешкольных, городских, районных мероприятий. В таких мероприятиях принимают участие представители от родительской общественности всех классов, либо родители детей одной возрастной группы, вместе с детьми (спортивные мероприятия, "Мама, папа, я - спортивная семья", пресс-конференции по ЗОЖ, дискуссии…)

Привлекается группа специалистов разного профиля).  

Такой опыт работы помогает строить партнерские взаимоотношения с родителями в решении общего дела.
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы, посещение ребенка на дому, общение по телефону… Изменение сознания родителей в положительную сторону к ЗОЖ, стимуляция интереса, приобщение к ЗОЖ.

Конечно, без помощи родителей педагоги в сфере ЗОЖ больших результатов не добьются. Мы проводим беседы о вреде курения, а мама и папа ребенка постоянно курят в его присутствии. Педагоги говорят о том, что нельзя долго смотреть телевизор, а родители сами включают ребенку телевизор, чтобы избавиться от его назойливых вопросов и общения…

Поэтому при работе с родителями учителю нужно занять позицию не над, а рядом: "Я такой же родитель, как и вы. У меня часто возникают такие же проблемы, как у вас. Давайте будем вместе помогать друг другу в их решении".

И возвращаясь к анкете, отрадно было видеть, что все родители класса поддерживают здоровье детей. Вот, что писали родители из разных семей: мы играем в футбол, ходим на природу, принимаем витамины, закаливаемся, бегаем, работаем в огороде…

Проанализировав анкеты, можно увидеть, что заинтересованность в укреплении здоровья и осознание необходимости заботиться о здоровье своего ребенка, у родителей есть. Поэтому нам, педагогам, нужно помочь им в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержке нормативного здоровья, а также реализовать интересы учащихся, запросы родителей в сфере физкультуры и средств оздоровления.

Ход и краткое содержание проведения мероприятия

1. Организация пространства

Ученики и их родители рассажены группами по 8 -10 человек, так, чтобы они видели лица друг друга.

2. Создание ситуации комфорта.

Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка - цветок, расцветёт на устах
Улыбка прогонит и злобу и страх.

Давайте подарим свою улыбку друг другу!

3. Определение правил работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ: (на доске)

  • Взаимопомощь!
  • Быть на равных условиях!
  • Спорить, но не ссориться!

4. Постановка задач

5. Объявление темы (на доске)

Проанализировав ваши анкеты, мы попробуем разобраться в том:

  • какими мы хотим видеть своих детей;
  • как сохранить и укрепить их здоровье.

6. Создание проекта рекламы

Прошу родителей нарисовать мини-плакат: "Ваш здоровый ребёнок".
Дети группы рисуют свой мини-плакат на тему: "Мои здоровые родители".

Через 5-6 минут анализируем, какими бы мы хотели видеть своих детей и своих родителей. Можно ли рисунки сопоставить с реальностью и что нужно сделать, чтобы дети и родители были здоровы.

Все предложения и высказывания записываем на доске. Далее можно оформить в виде памятки.

7. Физпауза. Частушки о здоровье

Постоянно нужно есть
Для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет
Творог, простоквашу.
Если наш совет хороший
Вы похлопайте ладоши.

Не грызите лист капустный
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный ответ?
Отвечайте хором…

Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот.
Это правило поверьте,
Лишь на пользу вам пойдет.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Навсегда запомните,
Милые друзья.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку,
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?...

Сливы, яблоки и груши
Не спешите сразу кушать.
Не кладите сразу в рот,
Чтобы не болел живот.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Вы зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь -
Это так поможет вам!
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

8. Рекомендации

О чем были частушки? Какие правила гигиены должен знать каждый современный воспитанный человек?
(Группы по очереди называют гигиенические правила, можно и пословицы).

Культура начинается с умывания лица. А.С.Макаренко, известный педагог, говорил: "Трудно представить себе человека, грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками".

Если вы внимательны к себе и своему здоровью, то очень быстро избавитесь от вредных привычек.

9. Рефлексия

Сегодня мы сделаем первый шаг к избавлению от вредных привычек.
На ваших столах лежат листочки, давайте запишем те вредные привычки, которые есть у нас. Прошу не смотреть в чужие листочки.

После этого сминаем и уничтожаем свои вредные привычки, то есть, сжигаем их. (Интересно, когда я спрашивала у детей, что было на листочках, отвечали, что забывают умываться, расчесываться, ковыряют в носу…Родители же писали, что их беспокоит курение, неправильное питание, гиподинамия…).

10. Заключительная часть

Как же нам все успеть? Закаляться, соблюдать правила гигиены, прогуливаться, посещать спортивные кружки и секции, помогать родителям в домашнем хозяйстве, держать в чистоте свою комнату, избавляться от вредных привычек, не забыть о каких то важных делах, да еще успешно учиться?

Оказывается, нужно знать полезную для здоровья "тайну времени", то есть режим. Знакомимся со словами: режим дня, режим питания.

На столах лежат таблицы: "Режим дня" и обучающийся вместе со своими родителями составляет индивидуально оптимальный только для этой семьи режим.
Можно проанализировать и выделить общие моменты в режиме дня.

Таблица: " Режим выходного дня"

7.00. -
7.30. -
8.00. -
8.30. -
9.00. -
9.30. - и т.д.

Мы зачитываем несколько "Режимов дня", выбираем оптимальный и оригинальный для нашего ребенка.

11. Итог. Что же нам дает ЗОЖ?

Вы не должны забывать, что в ЗОЖ входят не только полезные привычки, занятия спортом, правильное питание, хорошее настроение, но и гуманное, доброе отношение к окружающим, своим детям и родителям. Что мы можем пожелать родителям по ЗОЖ? А детям?

12. Награждение всех команд предметами, способствующими ЗОЖ (расческами, зубными щетками, носовыми платками, маникюрными ножницами…).

Приложение