Урок русского языка в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомить учащихся с правилом употребления Ь в наречиях;
  2. Формировать умение находить данную орфограмму; продолжить работу над формированием навыка написания Ь после шипящих в других частях речи; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением наречий в тексте;
  3. Возбуждать интерес к русскому языку и литературе, расширять кругозор учащихся; содействовать выработке навыков самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: знакомство с новой темой (урок комбинированный: повторение правописания Ь во всех частях речи).

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы изучаем последнюю тему в разделе “Наречия” - это “Ь после шипящих на конце наречий”.

Задачи урока:

1) знать, когда ставится Ь после шипящих на конце наречий;

2) уметь находить эту орфограмму;

3) повторить написание Ь после шипящих в других частях речи.

II. Актуализация проблемы

Начнем с повторения.

- Ребята, вчера я услышала спор двух учеников: один утверждал, что слово “туш” надо писать с Ь, второй же доказывал, что это слово пишется без Ь.

Кто из них прав? Почему ребята не могли прийти к единому решению? В чем ошибка ребят? Что они не сделали?

(Не определили род, склонение )

- Как мы называем слова, которые совпадают в произношении, но не совпадают в написании? (Омофонами )

Лексическая работа

- Запишем значения этих слов:

Туш (сущ., м.р.)– короткое музыкальное приветствие какого-нибудь лица, события (исполнить туш).

Тушь (сущ., ж.р.)— черная или цветная акварельная краска для черчения, рисования, письма (писать тушью).

- Составьте устно словосочетания с этими словами (черная тушь, траурный туш).

III. Работа на повторение ранее пройденного

- Перепишите пословицы (предложения заранее написаны на доске), вставляя, где нужно Ь. Помните о том, что у слова необходимо определить вначале часть речи.

  • Без труда (не) вытащиш(?) и рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, один раз отреж (?).
  • Не тот хорош(?), кто лицом пригож(?), а тот хорош(?), кто для дела гож(?).
  • (Не) расколов ореха, ядра (не) съеш(?).

- О чем эти пословицы? Как вы понимаете их смысл? (О труде, об обдуманности каждого шага и т.д.)

- Над какими орфограммами вы работали?

IV. Подготовка и объяснение новой темы

- Мы вспомнили, что Ь пишется после шипящих в глаголах повелительного наклонения и во 2 лице единственного числа настоящего и будущего времени.

- Рассмотрите таблицу (таблица заранее пишется на доске, либо используются готовые карточки) и восстановите её пробелы, в ней есть один пункт, с которым вы пока не знакомы.

Есть Ь

Нет Ь

1) в существительных ... 1) в существительных не 3-го склонения (м.р., ед.ч.)
2) в глаголах:

• 2л. ед.ч. наст. и будущего времени.

• повелит. накл. что (с)делай(те)?

• …

2) в существительных …
3) в наречиях … 3) в кратких прилагательных (каков?)

- Что было необходимо дописать?

Есть Ь:

1) в существительных женского рода, 3 склонения;

2) в глаголах - в неопределенной форме глаголов.

Нет Ь:

1) у существительных не 3-го склонения (во мн. ч., Р.п.)

- Почему мы не смогли заполнить таблицу? (тема “Ь знак на конце наречий” еще не изучена)

Работаем над основной задачей:

- Найдите § 44 и прочитайте сведение, когда ставится Ь на конце наречий.

- Запомнилось ли вам правило? А есть способ легче, лучше и проще запомнить его:

“В наречиях после шипящих на конце пишу Ь, исключения: уж, замуж, невтерпеж”.

- Допишем в таблицу это правило.

V. Закрепление новой темы

1. Выполните упражнение № 263 письменно (самостоятельно). Можно сильному (-ым) ученику (-ам) предложить поработать с толковым словарем для определения значений наречий, данных в упражнении.

- Как вы понимаете значения наречий:

- Настежь?

- Наотмашь?

- Сплошь?

- Навзничь?

- Какое наречие написали без Ь? (Замуж)

2. Выборочный диктант.

-Выпишите из стихотворения слова на правописание Ь после шипящих на конце слов в различных частях речи. Задание раздается на карточках.

Шуточное стихотворение

Мелькнуло солнце из-за туч (?),

И был горяч(?) последний луч (?).

Стал вечер ясен и хорош (?).

Едва заметна листьев дрож(?).

Бил под горой студёный ключ (?).

Цвёл ландыш (?) нежен и пахуч (?).

Вдруг вышел на поляну ёж (?)

Ему спать тоже невтерпёж(?).

“Куда спешиш (?) ты, ёж (?) колюч(?) ?-

Мне не спросить его невмоч (?). -

Иль что-то гонит тебя проч (?)?

Иль перепутал день и ноч (?)?”

Но он молчит, как неживой,

Видать, идёт к себе домой.

“Мой ёж (?) игрушечный точ (?) – в - точь(?)

Такой, как ты, - сказала доч (?). –

Ведь тоже он в иголках сплош (?).

Ну, чем не настоящий ёж (?)!”.

Для справок:

1. Туч – существительное не 3-го склонения (мн. ч. в Р.п.) пишется без Ь

2. Луч, ключ, ландыш, еж – существительные не 3-го склонения (м.р.) пишутся без Ь

3. Дрожь, ночь, дочь—существительные 3-го склонения (ж. р. ед.ч.) пишутся с Ь

4. Спешишь – глагол во 2 л. ед.ч. настоящего времени пишется с Ь

5. Горяч, хорош, пахуч - краткие прилагательные м.р. пишутся без Ь

6. Невмочь (как?), прочь (куда?), точь-в-точь(как?),сплошь(как?) - наречия, оканчивающиеся на шипящую букву, пишутся с Ь, исключения.: уж, замуж, невтерпеж.

* 3. Игра “Я начну, а вы продолжите”… (проводится устно на усмотрение учителя)

Приведите по 4-5 примеров слов данной части речи. Например, я говорю: Улыбаешься – Вы продолжаете: гонишь, читаешь, получишь, смеешься. Все эти слова на одну орфограмму.

Ландыш (м.р. ед.ч; не 3 скл.)- (шалаш, плач, луч, меч, лещ)

Испечь (неопр. форма) (сжечь, беречь, стричь, развлечь, лечь)

* 4. (Проводится устно на усмотрение учителя)

- Ребята, а возможно ли в русском языке такое сочетание букв:

ЧЬТ

…ЖЬТ…

…ШЬТ…?

- Только в повелительном наклонении! Подберите примеры.

! Назначьте, умножьте, ешьте, прячьте, плачьте.

VI. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Когда мы пишем Ь после шипящих на конце слова?

- Задание на дом:

§ 44, орфограмма № 63, упражнение № 265 (на 6 групп).

- Вопросы по теме?

VII. Самостоятельная работа по карточкам проводится на усмотрение учителя

- Подпишите карточки и выполните задание (карточки дифференцированные, работа рассчитана на 4-5 минут).

Карточка № 1

Сгруппируйте слова по орфограммам:

Тишь, глушь, купаешь, лыж, жечь, ешь, развлечь, туч, товарищ, плач, не плачь, могуч, невтерпеж, навзничь, ешьте, развлечься.

 

Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы:

Показаться из-за туч.., жареная дич.., увлеч…ся делом, решить много задач.., исполнить точ…-в-точ.., день хорош.., разжеч… костёр, раскрыть настеж… окно, громкий плач.., отреж…те ткань.

 

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова:

Роскош..,отреж…те, играть туш.., мимо рощ.., увлечёш…ся, шипуч.., сторож.., навзнич.., стережёш.., невтерпёж..,пахуч.., стрич…

Спасибо за урок!

Литература

  1. Бушуева М. М. Русский язык. Орфография / М. М. Бушуева. - М., 1994.
  2. Зранкевич В. Г. Пособие по русскому языку / В. Г. Зранкевич. - М.: Высшая школа,1989.
  3. Розенталь Д. Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь,И.Б.Голуб. - М.: Рольф, Айрис- пресс, 1998.