Психолог в учебном процессе

Разделы: Школьная психологическая служба


Untitled Document

Введение

Профессия школьный психолог появилась в российских школах уже давно, однако до сих пор неоднозначен взгляд на неё со стороны окружающих. Много пишется и обсуждается в прессе, чем должна заниматься психологическая служба, но так и нет единства во мнениях.
Каждый из нас работает в разных направлениях: тестирует, консультирует, проводит тренинги и просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса. Уверенна, что психолог - это профессия души. Он не просто тестирует и анализирует результаты, а живет с окружающими: сорадуется, сопереживает, поддерживает. Очень приятно осознавать, что ты кому-то помог советом, добрым отношением, даже улыбкой. Ты нужен людям.

Психолог в школе, в чём его уникальность? Кто он - учитель или вспомогательная фигура в учебном процессе? В законе Российской Федерации "Об образовании" сказано, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Значит, основной целью образования является не только передача знаний, умений и навыков, но личностное развитие учащихся. Я считаю, что в школе реализую эту задачу и являюсь не только психологом, но и педагогом. Мои уроки входят в учебный план (школьный компонент) и проводятся один раз в неделю по школьному расписанию, основная форма занятий - урок-тренинг.

Психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются в работе с людьми, в целях оказания им психологической помощи через формирование навыков самопознания и саморазвития. В работе тренинговой группы есть своя специфика: активное участие всех в работе, общение участников и внимание к взаимоотношениям, безоценочная обратная связь и т.д. Цель тренинга - изменение навыков и умений человека, ведущая к его развитию. Возникает вопрос - тренинг это урок? Я считаю, что да. Тренинг - это форма обучения, тип нестандартного урока, поэтому я выстраиваю его по правилам комбинированного урока. Включаю обязательные этапы урока: актуализация, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом, оценивание работы класса. Особенностями урока тренинга можно считать то, что на каждом этапе урока присутствуют: психологические упражнения, творческие этюды, элементы сказкотерапии, ролевые игры и рефлексия.

Муниципальная Подвязновская общеобразовательная средняя школа является участницей проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО "Школа толерантности". Педагоги нашей школы, думают о совершенствовании и обновлении воспитательного процесса. Мы задались вопросом, какой гражданин нужен России. И пришли к выводу, что "мир, который мы оставляем детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставляем нашему миру".
Была разработана воспитательная модель "Школа толерантности", которая стала лидером в первом Всероссийском конкурсе "Модели воспитательной системы". Каждый учитель имеет своё направление в реализации этого проекта. Моей задачей как педагога-психолога стало психологическое сопровождение работы педагогического коллектива в трёх направлениях:

толерантность - учителя;
толерантность - ученики;
толерантность - родители.

Поэтому одной из главных задач моих уроков является обучение ненасильственным формам общения, понимание различий других людей и их принятие, возможность взаимодействовать с окружающими на принципах равенства, взаимного уважения, понимания и терпимости.
Таким образом, мои уроки-тренинги включены в образовательный процесс, и ребенок не только получает знания, умения и навыки, но развивается как личность. В нашей школе мы видим результаты такой работы. Дети стали уверенно и грамотно высказывать свои мысли о правах человека; дискутировать на любую тему; по-доброму общаться друг с другом; формулировать свое мнение; уважать права и традиции других людей; разрешать конфликты с помощью разговора, а не кулаков и ругани.
Как пример привожу содержание урока-тренинга "Толерантность - гармония в многообразии" - 8-й класс.

Тема урока: "Толерантность - гармония в многообразии".

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием "толерантность".
  2. Помочь каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть на других.

Форма работы: Урок - тренинг.

Методы обучения:
" беседа, творческая работа, игра воображения;
" тренинг (упражнения, рефлексия).

Оборудование: медиапроектор, магнитофон, кассета с музыкой, листы бумаги, фломастеры, плакат, три комплекта разноцветных квадратов, иголки.

Оформление доски.

Тема: Толерантность - гармония в многообразии.

Мир начинается с тебя, и только ты
способен сделать его мирным

Плакат

Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.

Толерантность, терпимость (русский): Способность терпеть что-то или кого-то, то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Ход урока:

I. Актуализация (вступительное слово учителя).

- Здравствуйте, ребята! Вы хотите жить без конфликтов с родителями? Хотите, что бы в будущем от вас не ушла любимая девушка? Хотите поехать за границу и найти себе друзей? Если вы хотите всё это получить, быть успешными в жизни, то нам просто необходимо познакомиться с толерантностью. Я хочу вас научить жить в мире непохожих людей и идей.
- Выскажите, пожалуйста, свои мысли о том, что означает это слово? Как вы чувствуете, что оно обозначает? (Ответы ребят.)

Слайд №1. Определения понятия толерантности.

Сотрудничество, дух партнёрства.

Готовность мириться с чужим мнением.

Уважение человеческого достоинства.

Уважение прав других.

Принятие другого таким, какой он есть.

Способность поставить себя на место другого.

Уважение права быть иным.

Признание многообразия.

Признание равенства других.

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

- Замечательно, к вашим ответам хочу добавить, как понимают это слово в разных странах.

(Открывается плакат с определениями с разных языков.)

- Обобщив все понятия толерантности, можно сказать, что это умение жить в мире непохожих идей и людей.

Слайд №2. Толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей.

- Откройте свои тетради и запишите тему занятия и два определения слова "Толерантность", которые вам показались наиболее понятными и точными.

Закройте глаза, возьмите это слово в руки, потрогайте его, положите в карман. Получается? (Нет.)
- Ребята, слово толерантность относится к тем словам, которые не возможно потрогать, у него нет вкуса и цвета, но всё-таки ему есть место. Как вы думаете какое? (Ответы.)

- Его можно носить в душе. Сегодня мы попробуем почувствовать толерантность, научиться жить в мире непохожих людей и идей с позиции толерантности.

II. Тренинг.

1. Приветствие.
При встрече все люди здороваются. Это ритуал. Вы разделены на группы. Европейцы при встрече пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся носами. Выходите все в круг. Ваша задача: поздороваться с большим количеством участников, тем способом, который вы получили.

- Рассаживайтесь на свои места.
- Как вы думаете, зачем мы провели это упражнение? (Ответы.)
- Какой вывод можно сделать? (Если хотите сделать приятное человеку, поздоровайтесь с ним.)
- Мы все люди, и всегда приветствуем, друг друга, пусть по-разному, и получаем какие-то чувства. Что вы ощущали во время приветствия? (Приятно, добрые отношения.) Мы едины, но в тоже время разнообразны. Значит, первое качество слова толерантность, которое мы обнаружили, звучит так. Единство - в разнообразии.

Слайд №3.Единство - в разнообразии.

- Запишите вывод в тетради.

2. Упражнение "Мы похожи, но отличаемся".
Задача: увидеть сходства и различия людей.

- Сейчас мы поработаем в парах. Опишите себя своему соседу тремя предложениями, например: "Я человек. Люблю читать. Уважаю в людях честность". Работаем одну минуту.

- Что у вас есть общего?
- Чем вы отличаетесь?
- Что вы чувствуете, когда замечаете своё отличие от других?
- Что вы чувствуете, когда замечаете свое сходство?

- Сходства и различия являются частью нашей жизни, и все люди чем-то похожи друг на друга, но чем-то отличаются. И это нормально.
В многообразии наша сила.

Слайд №4. В многообразии наша сила.

Запишите вывод в тетради.

3. Групповая работа: "Толерантность в цвете". (Фонограмма.)
Задача: умение сотрудничать.

- Перед вами на партах лежат цветные квадратики. Сколько букв в слове толерантность? (13 букв.) составьте слово толерантность из цветных квадратов, выбирая те цвета, которые вы бы отнесли к этому слову. (1 минута.)

- Давайте посмотрим, какие ассоциации вызывает слово толерантность.
Толерантность - объединяет.

Слайд №5. Толерантность - объединяет.

Запишите вывод в тетради.

4. Упражнение: "Давайте говорить друг другу добрые слова".
Задача: получение обратной связи от группы, возможность сделать приятное другому.

- Встаньте в круг, друг за другом. Приколите лист бумаги на спину соседу, возьмите фломастер. В течение 5 минут напишите что-нибудь положительное, доброе у каждого одноклассника на спине.

Например:
- Спасибо, что ты добрый и внимательный друг.
- Мне нравится, как ты смеёшься.
- Ты миролюбивый человек. И так далее.
- Помогите друг другу снять листы и рассаживаетесь на свои места, прочитайте, что там написано.
- Я не спрашиваю, что вы узнали о себе, но хочу узнать, что мы узнали о нас. Какие качества вы считаете положительными у своих одноклассников?
- Сохраните эти листы у себя. Когда вы будете сомневаться в себе, не любить за что-то, посмотрите на свой листок и увидите, какой вы есть.Толерантность - это язык добрых слов.

Слайд №6. Толерантность - это язык добрых слов.

Запишите вывод в тетради.

5. Сейчас мне хотелось бы рассказать вам притчу.

Мальчик Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
- Чтобы мир изменился к лучшему нужно начинать с себя. Измени себя, и ты изменишь мир.

Слайд №7. Измени себя, и ты изменишь мир.

III. Заключение.

- Что такое толерантность?
- Посмотрите, что у нас получилось за урок, какие выводы вы сделали?

Слайд №8. (Выводы по уроку.)

Толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей.
Единство в разнообразии.
В многообразии наша сила.
Толерантность - объединяет.
Это язык добрых слов.
Измени себя, и ты изменишь мир.

Рефлексия.
- Я вас попрошу ответить на вопросы анкеты, которые лежат у вас на столах.
(4 минуты. Анкеты выдаются по числу участников урока. Приложение 1)

 

IV. Домашнее задание.
- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Мне было приятно с вами познакомиться. Дома напишите рассказ из жизни, который бы заканчивался словами: "В этой ситуации я оказался толерантным".
- Удачи вам в совершенствовании себя, будьте толерантными друг к другу. Всего доброго, до свидания.


Приложение 2.

Занятие: Толерантность - гармония в многообразии.

Анкета

Фамилия, имя (по желанию)______________________________________

Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов.
1. Что нового вы узнали о толерантности?

2. Постройте железнодорожный состав


3. Впишите в лучи солнца качества толерантности.

4. Что нового вы узнали о себе?

5. А вы сможете быть толерантными?

Спасибо за сотрудничество.