Интегрированный урок русского языка и окружающего мира по теме "Упражнения в правописании безударных гласных в корне слова" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Введение

В последнее время в связи с поисками наиболее эффективных приемов обучения, все смелее стали проводить интегрированные уроки. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенности обучения в современной школе определяются нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения материала. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью обучающимся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом, в достаточно полном объеме, решались задачи обучения.

На интегрированных уроках, необычных по замыслу, организации, методике проведения, создаются условия для самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую, подчас неожиданную ситуацию, формируется важное умение выделять проблему.

Каждая новая ситуация, требующая творческого поиска, создает условия для развития обучающихся, приобретения ими опыта эмоционально-целостного отношения к действительности и опыта творческой деятельности.

В структуре урока можно выделить, по крайней мере, три основных содержательных пласта, которые реализуются один через другой. Первый пласт – теоретический, с доминантой решения орфографических проблем, второй – Жизненно-практический, связанный с формированием конкретных умений и навыков. И третий – социально – нравственный, ценностный, который вводит обучающихся в мир важных и актуальных проблем.

Урок русского языка

Цели:

  • формировать умения подбирать проверочные слова;
  • развивать мыслительные процессы и познавательную активность;
  • прививать интерес к русскому языку;
  • воспитывать чувства культуры интеллектуального труда.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки с текстом,
  • словарные слова – погода, оттепель, иней, изморозь,
  • карточка – омофоны,
  • словари: С. И. Ожегова, И. Н. Сиднина.

1. Организация класса.

- Я приветствую всех у кого хорошее настроение. Поздоровайтесь со всеми глазами.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.

- Запишем число, классная работа.

2. Сообщение темы урока.

- Тема урока “Правописание слов с безударной гласной в корне слова”. Ваша задача – уметь подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.

- Какое знаете правило о проверке слов с безударной гласной?

(Если гласная в сомнении, ты ее немедленно ставь под ударение. )

3. Минутка чистописания.

- Сначала минутка чистописания.

- На доске записаны слова: погода, ветер, облако, туман, мороз, роса.

- Будем писать букву, которая обозначает твердость согласного.

- Определите последовательность и запишите, оаооааоооааа.

4. Словарно-орфографическая работа.

- Новое словарное слово – погода (вывешивается на доску).

- Какое лексическое значение имеет слово погода (работа со словарями).

(Состояние атмосферы в данном месте, в данное время, т. е. температура, воздуха дождь, ветер, снег).

- Подобрать однокоренные слова (погодный, погодка) и выделить корень.

- Подберите синонимы к слову погода (прогноз, сводка, сообщение, явление).

- Какие пословицы, фразеологизмы приготовили дома о погоде?

  1. У природы нет плохой погоды.
  2. После дождичка в четверг.
  3. Ждать у моря погоды.
  4. Ударила погодка – началась молотьба.
  5. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
  6. На тучу будет и погода.
  7. Весна да осень – на дню погод восемь.

- Объясните смысл пословицы, запишите, объясните орфограммы. Весна да осень – на дню погод восемь.

- Что обозначают слова, записанные на доске? (явления природы)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Укажите общие признаки имени существительного (нариц., неодуш., ед. ч., отвечают на вопрос что?)

- Найдите различия (сущ. разного рода, разное количество слогов).

- Запишите эти слова и выделите орфограммы.

5. Лексическая работа.

- Какие еще явления природы знаете?

- Что такое оттепель?

- Вставив в слова правильную букву, вы ответите верно на этот вопрос. П. . . тно, в. . . зание, выпр. . . мил, мес. ц.

Я – временное повышение температуры воздуха зимой или ранней весной. И – временное повышение температуры воздуха летом или ранней осенью.

- Записать слово оттепель.

- Что такое иней? (индивидуальная работа по словарю).

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах.

Рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветках деревьев, проводах, называются изморозью.

- Запишите слова иней, изморозь, выделите корень.

- Составить предложение со словом изморозь, найти орфограммы, разобрать предложение по членам.

- Эта загадка относится к какому явлению природы?

- Рассыпала Лукерья серебряные перья закружила, замела, стала улица бела. (Метель).

- По каким признакам догадались?

- Назовите слова с безударной гласной проверяемой ударением.

6. Физмннутка.

Я называю слова, если в слове безударная гласная е, вы показываете карточку, если другая гласная, то приседаете (вода, следы, шаги, солить, число, село, звонил, речной, земля, трава, сосна).

7. Работа с текстом.

- Все эти явления природы обобщает слово погода. У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать – поется в песне.

- О перемене погоды прочитаем в рассказе К. Паустовского, который так и называется “Перемена погоды”.

Осень пришла врасплох и завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Скворцы висели вниз головами на ветках, заглядывали в окно из-под листьев клена и издавали щелканье. . . В соседнем дворе жил весельчак – деревенский сапожник, скворцы передразнивали его и дрались из-за скворечен.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист и карканье поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо. Беспокойные птицы улетали на юг.

- Прочитайте, какие перемены здесь описываются?

8. Выборочное письмо.

- Выписать слова из текста с безударной гласной в корне слова проверяемые ударением из этого текста.

9. Письмо по памяти.

- Как можно назвать лес, в котором на земле лежит снег, на деревьях изморозь или иней? (Заснеженный)

- Волк в заснеженном л. . . су встретил рыжую л. . . су.

Что заметили в словах с пропущенными буквами?

(Они одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение).

- Такие слова называются ОМОФОНЫ.

Греческий корень фон- обозначает звук, он есть в словах телефон, домофон, магнитофон и др.

- К какому слову омофонов подходит транскрипция (л' су)?

- Каким может быть лес осенью? А лиса какая?

- Запишите предложение по памяти.

- Разобрать предложение по членам.

10. Разбор по составу.

- Подобрать однокоренные слова к слову заснеженный, записать, разобрать по составу.

11. Итог урока.

- Что повторяли на уроке?

- Слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение называются. . . .

12. Домашнее задание.

- Составить рассказ об одном явлении природы.

Заключение

Урок русского языка, становится для обучающихся более интересным и развивающим, а учитель показывает свое творчество. Межпредметные связи, при систематическом и целенаправленном осуществлении – это объективное требование современного процесса обучения. Используя комплексный подход и элементы интеграции, на уроке реализуются поставленные учебно-воспитательные задачи. Такой урок по содержанию – объемный, по структуре – разнообразный и именно этим важен в современных процессах обучения. Поэтому такие уроки должны стать неотъемлемым элементом обучения.

На данном уроке используется приемлемое сочетание элементов для интеграции (в данном случае – русский язык и окружающий мир); реализуется интегративно-тематический подход; осуществляется тщательный отбор содержания материала.