Урок-конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Разделы: Литература


Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой,-
Ведь эти были, оплатили
Мы платой самою большой…
И мне да будет та застава,
Тот строгий знак сторожевой
Залогом речи нелукавой
По праву памяти живой.

А.Твардовский.

I. Вступительное слово учителя

Все вы, вероятно, прочитали повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. По словам ее критика Л.А. Жуховицкого,- … повесть о том, как в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Это идея, вроде бы гуманная, обернулась, увы, невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли на вечную ссылку целые народы. Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины и просто не понимавшая происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялись за дедовскую землю…

Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов. Горцы защищались, как могли. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных детей страшной войны.

Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети…

Пересказывать повесть бессмысленно, ее нужно читать. Она реалистична, быт в ней убедителен и точен, кровь выглядит как кровь и грязь как грязь. И трудно уловить ту грань, за которой обычно проза становится легендой.

Финал повести потрясает. Взрослые граждане одной державы, но разных национальностей братаются. Русский мальчик и мальчик-чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному и мудрому детскому обычаю они, надрезав пальцы, смешивают кровь.

Все люди братья. Нелегко вспомнить книгу, где эта мысль, столь часто, увы, подвергающаяся сомнению, была бы выражена с такой художественной мощью.

О том не пели наши оды,
Что в час лихой, закон презрев,
Он мог на целые народы
Обрушить свой верховный гнев.
(из поэмы Твардовского “По праву памяти”)

II. М.Ю. Лермонтов “Утес” (чтение наизусть одним из учеников)

III. Беседа по восприятию повести

  1. Какие чувства испытали вы при чтении повести? Какие эпизоды потрясли вас, удивили? О чем задумались после прочтения повести?
  2. О чем эта повесть? Какие вопросы в ней затронуты? Как они перекликаются с проблемами сегодняшнего дня?
  3. Кто из главных героев симпатичен вам? Чем?

IV. Выступления подготовленных учеников

а. Сиротское детство Кузьменышей.

Вопросы для беседы:

- Какие уроки жизни получили братья?
- Кузьменыши воруют. Не закоренеют ли они в воровстве?
- Не станут ли такими, как Илья Зверек?
- Почему погиб Сашка, а не Колька?

б. Краденое детство

Вопросы:

- Почему и сегодня переполнены детские дома? Только ли война виновата?
- Заменит ли детдом, даже самый лучший, семью?

в. “ Кому война, кому мать родна”

Вопросы:

- Почему люди с “плюгавенькой совестью”, обижают самых обиженных, самых незащищенных?

г. Встреча с добротой

Вопросы:

- Как отношение Кузьменышей к людям характеризует их самих?

- Что сильнее – зло или добро? Докажите.
- Почему писатель считает себя вправе вынести суровый приговор директору Таловского детдома?

V. Биография А.И. Приставкина

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в 1931 г. в Подмосковье, в Люберцах, прожив там до 1941 г.

Семья состояла из семи человек. Мать его была ткачихой, стоя у станка по 12 часов, заработала туберкулез легких и в начале войны умерла. Было ей всего 32 года. Отец был на фронте, но и после войны с детьми он редко виделся.

В 1941 г. Анатолий с младшей сестрой (6-ти лет) были отправлены в сибирскую деревню Зырянка. Началось скитание по детским домам. Главным учителем стала жизнь, в ней уживались самые противоречивые вещи, в войну все было заметно. Все видно: честность, спекуляция, жульничество, страдания… Жили так, как могли, как жили все. Считали свою жизнь единственно возможной, другой еще не знали, и знать не могли.

Работать Анатолий Игнатьевич начал с 12 лет. В 1946 году устроился в радиолабораторию при авиационном институте. Это место на многие годы стало почти домом.

Много читал, пробовал себя в поэзии, начал писать рассказы. Далее он служил в армии. Закончил Литературный институт.

15 лет отдал Сибири. Работал Братске, Усть-Илиме. Ему хотелось показать себя, посмотреть на свое поколение на стройках. И работал он со всеми, и жил, как все. Делясь мыслями с журналистом, писатель с болью говорит:

“- Вы знаете, что у меня от детдома осталось? Больше ничего, она - единственная. Знаете что? Финка для детской руки. Не игрушечная - ею можно было убивать. Ее ведь специально выточили для руки десятилетнего пацана.

Оружие сохраняют, вот и, наверное, я потому сохранил…”

Анатолий Игнатьевич – писатель – гражданин, прошедший суровую школу жизни.

Он, отец троих детей, говорит: “Я люблю детей. И не только своих. Верую, что наши дети будут иными, лучше нас. Что они сохранят нравственную чистоту, доброту, обретут правду, найдут общий язык”.

VI. Работа над выбором темы урока.

Задание: Из предложенных тем выбрать одну и обосновать свой выбор.

1.“Нет плохих народов, есть плохие люди”.

Я думаю, что все люди – братья.

А.Приставкин

2. “Детство, опаленное войной”.

Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

К.Симонов.

3. “Память взорванная совестью”

Молодому человеку, как и вообще любому, человеку, нужна, правда.

Без правды никакого развития быть не может. (Учащиеся выбрали эту тему).

А. Приставкин

VII. Чтение отрывка из поэмы А.Т.Твардовского “По праву памяти”.

VIII. “Изнанка войны”. Национальный вопрос.

Вопросы:

- В чем, по-вашему, причина национальных конфликтов? Как их преодолеть?

- Насилие – верный способ разрешения конфликтов?

- Изжиты ли следы былого? В чем проявляются? Как преодолеваются?

IX. О чем плакал Колька?

Задание: 1. Кратко перескажите сцену, когда Колька отправляет брата в последний далекий путь?

2. Выразительное чтение отрывка из гл.28 и ответить на поставленный вопрос (чтение на фоне музыки (например “Лакримоза” Моцарта) отрывка от слов “Может этот холм и есть утес…” до конца главы).

X. Повторное чтение стихотворения “Утес” (читает учитель)

XI. Работа над названием повести.

Вопросы:

- Почему повесть так названа?

- С какими мотивами в творчестве М.Ю.Лермонтова перекликается?

- Когда появляется и как развивается образ тучки, такой незащищенной, такой не оберегаемой?

XII. Устное рисование.

Вопросы:

- Что бы вы нарисовали на титульном листе книги?

XIII. Краткий обзор произведений А.И. Приставкина.

А.И. Приставкин – автор многих публицистических статей, очерков о строителях Братской ГЭС, БАМа, которые печатались на страницах журналов и газет. Известна его трилогия, куда вошли повести “Солдат и мальчик”, “Кочевала тучка…” и роман “Рязанка” (по названию железной дороги, где прошло детство и юность А.И. Приставкина). В 1982 году вышла повесть “Судный день”, в которой автор рассказывает о подростках военного времени, рабочих ребятах, которые клепали в войну танки. Это лишь небольшой список творчества А.Приставкина, который я перечислила. Кроме всего этого им написаны и другие повести, а так же и рассказы. Например: “Вась-Вась”, “Начальник пристани”, “Джульетта”, “Дело о браконьерстве” и другие.

XIV. Обобщение учителя.

XV. Домашнее задание (на выбор).

  1. Нарисовать иллюстрации к повести.
  2. Составить список книг на тему: “Дети войны”.
  3. Любителям поэзии выучить стихотворение на эту же тему.
  4. Письменно (на выбор).

а) “О чем не сказали на уроке”.
б) “Размышляя над повестью…”.
в) “Не плачь, Колька!”.