Развитие скоростных качеств на уроке легкой атлетике в 6–9-х классах

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро – задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок испытывал потребность в нём. Начинать необходимо с начальной школы, потому что дети 7 – 10 лет в силу своей особой жизнерадостности наиболее отзывчивы к формированию личности, влюблённой в физическую культуру. Данный возраст можно считать пиком здоровья и бурного развития движений в беге. Именно в этом возрастном периоде необходимо формировать у школьников чувство радости и удовлетворения от бега, как основы лёгкой атлетики.

Обучение бегу, развитие скоростных качеств должно проходить поэтапно.

Первый этап – I – IV классы - время формирования увлечённости бегом, обучения красивому, а следовательно, правильному бегу.

Второй этап – V – VII классы – закрепляется результат предшествующей работы и начинается тренировочный процесс с оценкой прогрессирующего результата.

Третий этап – VIII – IX классы совершенствование и дальнейшее развитие скоростных качеств.

В своей многолетней практике по развитию скоростных качеств я использую систему подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип “от простого - к сложному”. Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их растягивание и расслабление. Другие - скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяю игровой метод.

В I четверти на уроках лёгкой атлетики нацелено работаю над развитием скоростно-силовых качеств и быстроты. Специальные упражнения даю в начале основной части урока. Над развитием этих качеств работаю во II и III четвертях, когда изучаются учебные темы разделов “Спортивные игры” и “Гимнастики”. На уроках лёгкой атлетики IV четверти идёт подготовка к сдаче нормативов в беге. Главная задача при этом: развитие скоростно-силовых качеств и быстроты. Дозирование нагрузки, число повторений каждого применяемого упражнения определяется с учётом уровня физической подготовленности учащихся. Используются подвижные игры и игровые упражнения, включающие в себя быстрый бег. Основой для развития скоростных качеств составляют разработанные комплексы упражнений для определённого возраста.

V – VII классы

I четверть

  1. Бег с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 12 м.
  2. Бег с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 12 м.
  3. Бег прыжками в широком шаге.
  4. Прыжки с продвижением вперёд с ноги на ногу, начиная толчком двумя. 2-3 серии по 12 м
  5. Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев.
  6. Подскоки на одной, поочерёдно на правой и левой ноге, другая на опоре (гимнастической скамейке) 4 серии по 15 раз.
  7. Ускорения с высокого старта (стартовый разгон) 3-4 серии по 9 м.
  8. Ускорения с высокого старта (стартовый разгон) до 30 м. 2-3 серии.
  9. Семенящий бег на месте с опорой руками о стену и без опоры.
  10. Челночный бег.
  11. Равномерный бег на 1000 м.
  12. Равномерный бег с изменением направления движения.
  13. Подвижные игры и эстафеты.

II четверть

  1. Броски мяча вверх с последующим поворотом на 360 градусов и ловлей мяча.
  2. Броски мяча вверх. После броска присесть, выпрямиться и поймать мяч.
  3. В парах, стоя лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Броски мяча вперёд- вверх. После броска поменяться местами и поймать мяч.
  4. Стоя ноги врозь. На счёт 1-7 медленно присесть; 8- резко встать.
  5. Быстрое ведение баскетбольного мяча по всей площадке.
  6. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течении 1 минуты. Мальчики 80- 100 раз, девочки 100-120 раз.

III четверть

  1. Имитация быстрого бега в висе на высокой перекладине.
  2. Имитация быстрого бега в упоре на брусьях.
  3. Быстрые вертикальные прыжки со сменой ног, стоя лицом к гимнастической стенке и держась обеими руками за рейку на уровне плеч, опорная нога располагается на второй рейке.
  4. Прыжки через натянутые поперёк зала резинки (высота 30 см): стоя сбоку от резинки с двух ног на две с продвижением вперёд – резинка между ног; над резинкой – соединяя колени и ступни ног, приземляясь ноги врозь.
  5. Прыжки в высоту через резинку, натянутую на высоте 40 – 60 см, способом “перешагивание” с правой и левой стороны от неё, с продвижением вперёд, поочерёдно отталкиваясь, то левой, то правой ногой.

IV четверть

  1. Стоя на месте, движения согнутыми в локтях руками – как при беге (в начале медленно, затем быстро).
  2. Бег на месте в сочетании с работой рук.
  3. Переменный бег в колоне по одному. По сигналу учителя учащиеся меняют направление движения, выполняют повороты, делают ускорения.
  4. Челночный бег 4 по 100 м.
  5. Ускорения с низкого старта до 30 м (стартовый разгон).
  6. Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.

В каждом классе применяются игровые упражнения и подвижные игры с бегом. Подвижные игры проводятся вначале и в середине основной части урока. Ниже перечисленные игры и упражнения расположены в порядке усложнения.

“Салки в парах”

Играет весь класс. По сигналу, водящий пытается осалить убегающих. Осалив первого игрока, он образует с ним ловящую пару, и игра продолжается. В ходе игры осаленные игроки образуют новые пары. Игра завершается, когда все игроки будут осалены и выбирается новый водящий.

“Падающая палка”

Класс делится на 4 группы, каждая рассчитывается по порядку и становится в свой круг (диаметром 8 м) лицом к центру

где располагаются водящие с гимнастическими палками в руках. Держа палку вертикально к земле, водящий громко называет номер и отпускает палку. Вызванные игроки должны успеть подбежать и схватить палку, пока она не упала. Игрок, поймавший палку, становится водящим. По мере овладения игрой диаметр круга увеличивают. Вариант: учащиеся перемещаются по кругу.

“Третий лишний”

Класс делится на 2 команды, каждая становится по кругу парами в затылок друг другу. У одного ученика нет партнёра. Его старается догнать и осалить водящий, когда он убегает от него по кругу. Если водящему это удаётся, игроки меняются ролями. Убегающий может пристраиваться впереди любой пары, тогда третий игрок, стоящий сзади, становится убегающим.

“Эстафета с обручами”

Четыре команды выстраиваются в колоны по одному на линии старта. Впереди в 10 м от каждой команды по 4 гимнастических обруча. По сигналу первые игроки бегут к своим обручам, пролезают в них по очереди и, возвратившись назад, касанием вытянутой руки передают эстафету вторым игрокам, а сами становятся в конец своих команд. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

“Вызов номеров”

Играют две команды. Каждая, рассчитавшись по порядку, становится по кругу. Учитель называет один из номеров. Учащиеся под этими номерами стартуют и, обежав круг один раз, становятся на свои места. Игрок, финишировавший первым, приносит команде одно очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

“Встречная эстафета”

Играют две команды. Каждая делится на две группы, которые в колоннах по одному располагаются друг перед другом на расстоянии 20 м. Перед колоннами линия старта. Первые номера одной из групп имеют по флажку. По сигналу игроки с флажком в руке бегут к противоположным первым номерам, передают им флажки, а сами становятся сзади колонны. Получившие флажки выполняют то же. Побеждает команда первой закончившая эстафету.

VIII – IX классы

I четверть

  1. Беговые упражнения с последующими ускорениями.
  2. Быстрая смена ног в положении широкого выпада, руки согнуты.
  3. Бег правым боком. 1 – шаг правой в сторону, 2 – шаг левой сзади правой, 3 – шаг правой, 4 – шаг левой спереди правой и т. д. То же влево.
  4. Бег с высоким подниманием бедра, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 15 м.
  5. Бег с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 2-3 серии по 15 м.
  6. Бег на месте в упоре руками о стену с максимальной частотой движений. 4 серии по 20 сек.
  7. Попеременные скачки на одной ноге до 20 м.
  8. Прыжки в длину с места.
  9. Старт, с преследованием товарища, который стартует в 3 м впереди.
  10. Ускорения с высокого и низкого старта 3-4 серии.
  11. Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.

II четверть

  1. Броски мяча вверх с последующим выполнением упора лёжа и упора присев. Поднимаясь, поймать мяч.
  2. Броски мяча вверх с последующим выполнением двух приседов. Встать и поймать мяч.
  3. Бег из различных стартовых положений: сидя, сидя со скрещенными ногами, сидя спиной к направлению бега, из упора лёжа, стоя на коленях.
  4. Бег спиной вперёд из стартового положения.
  5. Во время бега броски мяча вперёд на расстояние 3-4 м с последующим ускорением, позволяющим поймать мяч до второго отскока от пола.
  6. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин.
  7. Прыжки с продвижением вперёд с ноги на ногу, начиная толчком обеих.

III четверть

  1. Выпрыгивание из приседа с продвижением вперёд.
  2. Быстрые выпрыгивания из полуприседа на одной, затем на другой ноге, держась руками за опору.
  3. В положении стойки на лопатках (руки служат опорой для устойчивости) быстрые движения ногами вверх – вниз.
  4. Имитация быстрого бега в положении лёжа на спине, руки вдоль тела, голова касается мата, пятки скользят по гимнастическому мату.
  5. Беговая эстафета.
  6. Многократные прыжки на двух ногах. 3-4 серии по 9 м.
  7. Многократные выпрыгивания вверх из приседа, затем из упора присев.4 серии по 15-20 раз.
  8. Прыжки на месте с отягощением. 4 серии по 20-30 прыжков.

IV четверть

  1. Прыжки с продвижением вперёд на правой (левой) ноге, подтягивая колено толчковой к груди.
  2. Бег с продвижением вперёд, преодолевая сопротивление партнёра. В качестве сопротивления можно использовать резиновый бинт, перекинутый через плечо.
  3. Бег на пятках.
  4. Прыжки через барьеры с ускорением до 30 м.
  5. Ускорения с низкого старта.
  6. Подвижные игры и игровые упражнения с быстрым бегом.
  7. Эстафетный бег.

“Эстафета прыжками”

Играют 3-4 команды, располагающиеся в колоннах по одному на линии старта. По сигналу первые номера каждой команды прыжками на левой ноге устремляются вперёд к линии поворота, которая находится в 10 м от линии старта. Выполнив поворот, возвращаются назад прыжками на правой ноге, касаются вытянутой руки вторых номеров и становятся сзади своих колонн. Вторые и т. д. выполняют те же действия. Побеждает команда первой закончившая эстафету.

“Быстро смени место”

Класс делится на 2 команды, располагаются попарно на расстоянии 3-4 м друг от друга на параллельных линиях. В руках играющих гимнастическая палка, которую они ставят вертикально на землю и придерживают её рукой. По сигналу каждая пара игроков меняется местами, стараясь при этом удержать палку партнёра от падения. Из игры выбывает пара, у которой упала палка. После этого для остальных играющих расстояние увеличивают, по сигналу они вновь меняются местами. Побеждает пара, выполнившая упражнение на наибольшем расстоянии игроков друг от друга.

“Бег челноком”

Играют 2 команды, каждая в составе двух групп (парные и непарные номера). Обе группы одной команды стоят в колоннах по одному на стартовых линиях, расположенные на расстоянии 20 м одна от другой. По сигналу бегут первые номера. Подбегая к игрокам своей команды, стоящим на противоположной стартовой линии, касаются плеча этого игрока и становятся сзади колонны. Касание плеча является сигналом для бега вторых игроков. Они, закончив бег, передают эстафету третьим игрокам. И т.д. Команда, последний бегун которой первым пересечет линию, становится победителем.

“Встречный бег”

Играют 4 команды, стоящие в колоннах по одному на стартовых линиях лицом друг к другу: две – с одной стороны площадки, две с другой. По сигналу первые номера каждой команды бегут по 20 м к линии финиша, которая находится посередине площадки. Участник, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым – 3, третьим – 2 , четвёртым – 1. Затем стартуют вторые игроки и т.д. Руководитель стоит на линии финиша, фиксируя финиш всех участников. В конце игры очки суммируют и определяют место, занятое каждой командой.

“Эстафета “паровозик””

Участвуют 2-3 команды по 3-4 человека в каждой. По сигналу бег начинают первые номера. Обежав стойки впереди и сзади своих команд, они вновь пересекают стартовую линию, а за ними начинают бег вторые номера команд. И т.д. Когда стойки обегут все игроки, первые номера прекращают бег и остаются на стартовой линии. После следующего круга на старте остаются вторые номера, затем третьи. Побеждает команда, последний участник которой, финишируя, пересечёт стартовую линию.

Вариант: состав команд увеличивают до 6 человек; в качестве первых номеров выступают девочки; физически слабых учащихся можно использовать на подмене уставшего игрока.