Развитие мотивации при изучении французского языка

Разделы: Иностранные языки


“Ученический воз так часто не двигается с места, что у него нет “мотора деятельности”, - так называл мотив А.Н.Леонтьев.

“Мотив, как двигательная энергия, не появится в сердцах и умах учащихся сам собой. Его надо долго и настойчиво формировать, когда он отсутствует и поддерживать, когда он есть. Один из важнейших принципов диалектики - всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения к учению”.

Ю.К.Бабанский

Учение – это познание. Нельзя обязать человека познавать что-то, даже если эта обязанность записана в Уставе. Так как любая обязанность не абстрактно-объективна, а субъективна. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как моя обязанность, он будет “подвергаться обучению”, а не учиться.

То есть проблема мотивации учения это, в сущности, проблема превращения объекта обучения в субъекта учебной деятельности.

Психологи однозначно утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти её регресс, снижение её уровня, мотивы потеряют действенность.

97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 9 классу пропадает у 86% учащихся.

Задача учителя – найти пути управления поведением и деятельностью учащихся через организацию их мотивационной среды, путем управления не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний. Если мотив осознается, он превращается в мотив – цель становится действенной побудительной силой.

Учить надо так, чтобы ученик получал радость от интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний. А это возможно лишь тогда, когда ученик становится субъектом учебной деятельности, т.е.активно действующим, самостоятельно познающим человеком, у которого формируются мотивационный энергетический блоки.

Мотивационный блок включает:

- потребности человека

- его идеалы

- мотивы

- установки

- интересы

- влечения

Энергетический блок складывается из взаимодействия таких источников энергии, как внимание, воля, эмоциональный фон.

Отсюда роль учителя как энергизатора:

- формировать потребность учеников;

- побуждать их интерес;

- привлекать внимание;

- развивать волю;

- создавать эмоциональный фон.

Методика располагает средствами целенаправленного вызова мотивации, средствами изучения и формирования мотивационной сферы учащихся. Ключом к мотивации учащихся является индивидуализация учебного процесса.

Ученик предстает перед учителем одновременно в трех ипостасях:

- как индивид с определенным уровнем развития способностей к изучению иностранного языка;

- как субъект учебной деятельности, характеризующийся разной степенью рациональных приемов выполнения учебных заданий;

- как личность со своими интересами, опытом, эмоциями, чувствами и т.д.

Когда речь идет об индивидуализации обучения иностранному языку, необходимо учитывать в комплексе все эти три группы.

Мотивационная основа обучения иноязычному общению должна строиться не столько на внешней широкой социальной мотивации, сколько на внутренней мотивации, т.е.на мотивации, порождаемой самой речевой деятельностью, моделируемой на уроке. Ученик должен высказываться из чисто человеческой заинтересованности в ситуации общения, создаваемой учителем, а не по обязанности его как ученика.

Обучение иностранному языку и культуре происходит наиболее эффективно, если осуществляется через активные, творческие формы работы: песни, стихи, пословицы, игры, творческие проекты и т. д. Это так называемая креативность, т.е. особое проявление самостоятельности, новое, оригинальное проявление себя в различных видах учебной деятельности. Раскрытие творческого потенциала учащихся через активные формы работы позволяет не только заучивать определенные языковые единицы, но и погружаться в духовный мир страны изучаемого языка, более глубоко постигать различные аспекты её культуры.

Непопулярность французского языка является сегодня проблемой современной языковой политики, отсюда нежелание детей изучать французский язык в школе.

Поэтому задачей учителя французского языка является формирование интереса учащихся к французскому языку через урок и внеклассную деятельность.

С точки зрения системного подхода к формированию личности невозможно разграничение задач учебного и воспитательного процессов и их изолированное решение. Поэтому каждая организационная форма должна быть многофункциональной, оказывать воздействие на многие стороны личности. Так, например, организуя работу над выразительным чтением стихов на французском языке, идет формирование коммуникативных умений и навыков, расширяется кругозор детей, воспитывается эстетическое отношение к французской литературе, появляется потребность в общении с прекрасным в углубленном изучении французского языка.

Обучение иностранному языку и культуре будет эффективным, если оно будет восприниматься через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Очевидно, что сегодня человечество развивается по пути расширения взаимных связей различных народов и их культур. Это выражается в росте культурных обменов, торговли, туристических поездок и т.д.

Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях – готовность к налаживанию межкультурных связей, умение представлять свой край на иностранном языке. Необходимость межкультурной коммуникации требует сегодня овладения не одним, а несколькими иностранными языками, в том числе и французским.

В рамках популяризации французского языка в школе ежегодно проводится Фестиваль французского языка, который проходит в течение пяти дней. Красочно оформляются страноведческие стенды, объединяющие материал по странам изучаемого языка. Отдельно представляются выставки ребят: “По страницам сказок Шарля Перро”, “Герои книг французских писателей”. Заранее объявляется конкурс стенных газет, посвященных различным областям общественной, культурной, спортивной жизни Франции. Организуются встречи с людьми, побывавшими во Франции. Силами старших школьников и студентов французского отделения ХГУ готовятся классные часы и библиотечные уроки для первоклассников, которые еще не изучают иностранный язык, с целью знакомства с Францией, развития их познавательных потребностей и интересов.

На классных часах старшеклассники разыгрывают знакомые сценки из повседневной школьной жизни, показывают инсценированные сказки и басни, используя пальчиковые куклы и самодельные маски персонажей сказок.

На каждом уроке французского языка проводятся конкурсы на темы: “Знаешь ли ты Францию”, “Конкурс французских пословиц и поговорок”, “Конкурс чтецов”, “Конкурс проектов по пройденным темам” и т.д.

На родительских собраниях первоклассников выступают учителя французского языка с сообщениями по темам: “Международная значимость французского языка – как языка мирового общения. Историко-культурные связи России с Францией”. Закрытие Фестиваля проходит в форме “Литературной гостиной” или праздничного концерта.

Особое место в работе по развитию мотивации в изучении французского языка я отвожу знакомству с французской песней. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьника является музыка. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. Разучивание песни предполагает одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие ученика. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, и самое главное – стимулируется интерес к изучению французского языка. Большой популярностью у учащихся всех возрастов пользуются игровые песни, которые сопровождают детские подвижные игры, хороводно-игровые песни, в основе которых лежит драматическая игра. На боле старшей ступени обучения разучиваются песни Джо Дассена “Привет”, “Если б не было тебя…”, Сальватора Адамо “Падает снег”, современные песни Ин-Грид.

Особую эстетическую выразительность песне придает включение в нее танцевальных номеров. Органическое единство танца и исполняемой песни помогает глубже раскрыть их художественный замысел, оказывает большое влияние на повышение качества эстетического восприятия.

С песнями и инсценированными представлениями учащиеся выступают в течение 6 лет на городских праздниках, посвященных Дню Европейских языков.

Закономерным следствием политических и социальных перемен в России, явилось появление открытого общества, выразившееся в резком увеличении контактов с зарубежными странами, усилении взаимопроникновения культур.

Нашим детям жить в период интеграции России в объединенную Европу. Сейчас, для многих учащихся поездка за границу, неформальные встречи с иностранцами стали привычным явлением. Вследствие этого меняются мотивации к изучению иностранных языков. Большое значение имеет практический навык разговорной речи, необходимый для общения с зарубежными сверстниками, чтение современной художественной и специальной литературы и т.д.

Огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины осознаются не только учителями, но и самими учащимися и их родителями. Этим объясняется возрастающая потребность в изучении двух и более иностранных языков. На этом фоне повышается интерес к французскому языку – языку литературы и искусства, моды и дипломатии, международному языку математики и почтовой связи, интерес к Франции и французскому народу, с которым нас связывают давние культурные традиции.

В связи с этим мною разработан элективный курс по французскому языку “Путешествие во Францию”, который ведется в 9 классе для ребят, не изучающих французский язык.

Этот курс способствует развитию способностей учащихся к использованию иностранного языка в качестве инструмента общения в диалоге культур, для обмена и получения информации, открытия мира, а также способствует развитию познавательной мотивации. Знакомит с природными особенностями Франции, историей и культурой, национальными способностями.

В 2007/8 году в нашей школе введен французский язык как второй иностранный язык с 7-го класса.

Таким образом, “иноязычная культура есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном, развивающем, воспитательном и учебном аспектах”. (Е.И.Пассов)

Как итог своей работы по развитию мотивации при изучении французского языка хочется представить результаты участия школьников в городских олимпиадах и конкурсах за последние пять лет.

Городские олимпиады:

2003 г. 9кл. - III место
2004 г. 11кл. - III место
2005 г. 9кл. - II место (республика IVместо)
2006 г. 11кл. - II место
2007 г. 11кл. - II, III место

Городские НОУ

2003 г. 9кл. - II место
2004 г. 11кл. - I место
2005 г. 9кл. - IV место
2006 г. 11кл. - III место
2007 г. 11кл. - III место

2007 г. – участие во Всероссийском конкурсе “Золотое руно”, посвященном Франции. (40 учащихся)

Поступление на французское отделение романо-германской филологии ХГУ на бесплатной основе:

2003 г. – 1 человек
2004 г. – 4 человека
2005 г. – 2 человека
2006 г. – 1 человек
2007 г. – 3 человека