Внеклассное мероприятие "Овеянные славою флаг наш и герб"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Создание условий для осмысления государственных символов в жизни человека.

Задачи:

  • расширить исторические знания учащихся;
  • учить применять полученные знания на практике;
  • развивать кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство гордости государственным символам страны.

Участники: две команды учащихся 6-7 классов, ведущие, члены жюри.

Оформление: плакаты с государственной символикой России, портреты.

Оснащение: записи гимнов СССР, России, песен “Интернационал”, “Марсельеза”, “черный ящик”, карточки с заданиями.

Предварительная работа: классный руководитель проводит для учащихся цикл бесед и классных часов по теме “Символы Российской государственности”.

1 ведущий: Дорогие друзья, вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. Наш конкурс позволит проверить глубину ваших знаний. Умение творчески мыслить, практически применять полученную информацию.

2 ведущий: Каждый человек. Живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы вызывают у нас определенные представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы и небоскрёбы.

1 ведущий: Символы России – это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов. Московский Кремль, Знамя победы, Могила Неизвестного солдата в Москве – это тоже символы России.

2 ведущий: Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Наш сегодняшний конкурс посвящен истории возникновения государственных символов России.

1 конкурс: Разминка

Как назывались флаги в эпоху Древней Руси и что они символизировали?

Как переводится слово “герб” и что оно означает в современном русском языке?

Из каких основных изображений состоит герб России? Объясни их значение.

Почему красное знамя стало одним из символов большевистской России?

Какие цвета у государственного флага России? Что они означают?

Назовите авторов слов и музыки Государственного гимна России, созданного в 1833 году?

Перечислите слова, родственные слову “Родина”, которые встречаются в тексте современного российского гимна.

Что являлось главной эмблемой герба СССР? Что она символизировала?

Назовите авторов современного государственного гимна России.

В каком государственном документе закреплены символы государства?

2 конкурс: Тест

1. Кто из российских царей утвердил Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия?

а) Петр I в) Екатерина I
б) Екатерина II г) Николай II

2. Что изображалось в лапах орла в XVI – XIX веках?

а) серп и молот в) корона
б) цепи г) скипетр и держава

3. Какой лозунг был написан на гербе СССР?

а) “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” в) “Славься, отечество наше свободное”
б) “Съ нами Богъ!” г) “Боже, царя храни!”

4. Как называлось церковное знамя, изображающее святых?”

а) стяг в) вымпел
б) хоругвь г) флаг

5. При каком царе бело-сине-красный флаг стал символом России на море?

а) Петр I в) Екатерина II
б) Павел I г) Николай I

6. Как назывался флаг военного флота российской империи?

а) Георгиевский в) Андреевский
б) Петровский г) Николаевский

7. В каком году царь Александр II утвердил черно-желто-белый цвета государственного флага?

а) 1861 в) 1858
б) 1812 г) 1825

8. Какие цвета изображались на флаге РСФСР до 1991 года?

а) красный и синий в) красный и зелёный
б) красный и белый г) желтый и синий

9. Кто был автором “Патриотической песни”, которая была гимном России с 1993 по 2000 год?

а) П.Чайковский в) И.Глинка
б) А.Львов г) А.Александров

10. Гимном, какой страны является революционная песня “Марсельеза”?

а) Россия в) Германия
б) США г) Франция

3 конкурс: Рассказ-загадка

Возле некоего палестинского города Гевал, жители которого были язычниками, располагалось большое озеро. В этом озере поселился огромный змий, поедающий одного за другим жителей города. Пришел черед и правителя города выдать на съедение монстру свою единственную дочь. Отвели её на берег и оставили там. В тот же час явился на том месте святой, идущий как простой воин с поля боя и спешащий в родные края. Увидев плачущую царевну, воин спросил её: “Зачем ты стоишь здесь, дева?”. Девушка рассказала ему о чудовищном змие - людоеде. Тогда святой обратился с молитвой к Богу. Как только змий показался из воды, святой воин, начертав на земле крест, воскликнул: “Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною”. Змий упал к ногам святого, царевна накинула на шею обессилевшего чудовища свой пояс и повела его в город на поводке, как “послушнейшего пса”. Увидев свою дочь живую и невредимую, а чудовище укрощенным, царь с царицей и все горожане воскликнули, обращаясь к святому воину: “Тобою веруем в единого Бога-вседержителя, и в единого сына его, Господа нашего, Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух”. Святой извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю. А царь повелел поставить церковь во имя мученика за веру Христову и украсил ту церковь золотом и серебром и дорогими каменьями.

Вопрос: О каком святом идет речь в этой легенде? Как связана эта легенда с государственными символами России?

4 конкурс: Назовите слово

Каждая команда получает карточки с определениями понятий. За ограниченное время нужно назвать слова, которым подходят данные определения.

Торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных, случаях посвященная своей Родине.
Один из древнейших символов власти, верховенства, силы и мудрости, символ государственности и независимости в православных странах византийского мира.
Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа, большое значение.

5 конкурс: Черный ящик

Этот предмет необходим каждому в повседневной жизни. Он может быть вознаграждением жребием. Когда-то его вырубали из металла. Сегодня в его состав входят благородные металлы. На нем изображен один из государственных символов.

Вопрос: Что находится в “черном ящике”?

6 конкурс: Музыкальный конкурс

Прослушайте отрывки предложенных музыкальных произведений. Скажите, что это за произведения. Как они связаны с историей государственных символов России?

Звучат записи песен “Интернационал”, “Марсельеза”, гимны СССР и Российской Федерации.

Жюри подводит итоги.

1 ведущий: Каждая страна мира имеет свои государственные символы. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначения на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к своему государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству.

2 ведущий: Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать, что они символизируют, иметь представление об их истории. Наши символы – часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

1 ведущий: Мы должны хорошо знать историю государственных символов, понимать, как и почему события далёкого прошлого повлияли на изменения государственных символов страны.

2 ведущий: Судьбы десятков людей, их деятельность, творчество нашли отражение в создании государственной символики России. Долг каждого гражданина России – знать и помнить их имена.

Приложение

Использованная литература

  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: “Триада- фарм”, 2002.
  2. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2002.
  3. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: “Русское слово”, 2002.
  4. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.