Урок математики в 1-м классе по теме "Отрезок"

Разделы: Начальная школа


Тема: Отрезок

Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – отрезком, его признаками, учить сравнивать отрезки.

I. Оргмомент.

II. Повторение

– Какие геометрические фигуры знаете? Расскажите.

– О каких фигурах можно сказать, что их 2, 3, 1?

– Сколько всего фигур?

– Сколько синих?

– Сколько не красных?

Как думаете, мы уже все геометрические фигуры изучили?

III. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой и её признаками. Какая это фигура, вы догадаетесь, когда послушаете сказку.

Мне нужны 2 помощника (держат бумажную модель прямой).

– Какую геометрическую фигуру я изобразила с помощью узкой полоски бумаги?

Сказка.

Однажды Карандаш отправился гулять по прямой линии. Устал. Где начало? Где конец? Присел отдохнуть. Нарисовал точку и пошел дальше, напевая: без конца и края

Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути.

Снова устал. Присел отдохнуть. Нарисовал ещё одну точку. А тут ножницы: чик-чик.

Лучи и отрезок вывешиваются на доску.

– Крайние фигуры вам знакомы?

(Лучи)

– А как получили эту фигуру? (отрезок)

(Отрезали от прямой линии.)

– Кто догадался, как её назвали?

(Отрезок) Открываю на доске название темы урока.

IV. Объявление целей урока.

Об отрезке мы и будем сегодня говорить, узнаем его признаки и будем учиться сравнивать отрезки разной длины.

– Отрезок – это прямая линия?

(Часть прямой)

– Чем отрезок отличается от луча? Ведь луч тоже часть прямой линии?

(У луча только начало, у отрезка и начало и конец)

Молодцы. И для названия отрезка используют не одну, а две буквы.

Обозначаю буквами отрезок на доске. На доске плакат с некоторыми буквами латинского алфавита: А (а), В(бэ).С(цэ), Д(дэ), М(эм), К(ка).

– А что одинакового у отрезка, луча, прямой? Как их чертят?

(По линейке)

V. Закрепление.

Мы научимся чертить отрезки различной длины и располагать их на плоскости тетрадного листа, используя текст задания № 117, как руководство к действию.

Дети открывают тетради. Задание читает хорошо читающий ученик. Выполняем задание (дети в тетради, учитель на доске).

-- Поставь в тетради 2 точки и соедини их по линейке. У тебя получился отрезок..Концы отрезка обозначают буквами.

– Подумай, сколько отрезков можно провести через две точки?

VI. Физпауза.

VII. Визуальное сравнение отрезков.

А вот в задании 118 три пары точек соединены тремя отрезками.

На доске такой же чертеж

– Что можно о них сказать?

(Отрезки разной длины, МК – самый длинный, СД – самый короткий)

– Докажите.

Сравниваем, проводя пунктирную линию, чтобы увидеть равные отрезки.

Вывод: если отрезки начинаются на одном уровне – легко сравнить их длину визуально.

VIII. Работа в парах.

Вы получили лист. на котором 2 отрезка.

– Какой из них длиннее? Короче? Легко сравнить?

(Нет, на глаз сравнить трудно, можно ошибиться)

Возьмите прозрачную пленку и подумайте, как используя её сравнить отрезки?

Намечаем план действий:

1. Приложить пленку к отрезку,

2. Обозначить на пленке начало и конец.

3. Соединить точки с помощью линейки.

4. Приложить полученный отрезок к другому отрезку и сравнить.

Работа в парах, вывод: АВ – длиннее, МК – короче.

IX. Физпауза.

X. Работа по вариантам в тетрадях на печатной основе.

Задание для I варианта -- № 46 – построить отрезок на луче ОВ, который будет длиннее данного,

Задание для II варианта -- № 47 – построить отрезок на луче ОВ, который будет короче данного.

Перед началом работы в тетради обсуждаем, что сначала нужно “увидеть” отрезок, равный данному, затем ребята показывают с помощью рук, что двигаясь вправо, отрезок увеличивается, влево – становится короче.

Проверка по чертежу на доске с помощью магнитов. Несколько ребят показывают, где они поставили точки.

Выясняем, в какой части луча работали ребята I варианта, в какой – II вариант.

Проверьте свои работы. Самопроверка.

XI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чем отрезок отличается от прямой линии и от луча?

– А что у них одинакового?

– Как думаете, а в жизни нам пригодится умение чертить и сравнивать длину отрезков?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке математики.