Методическая разработка урока литературного чтения в 1-м классе Г.Скребицкий "Мать"

Разделы: Начальная школа


Настоящая разработка представляет собой урок литературного чтения в 1 классе по теме: Г.Скребицкий “Мать”, составленный по программе “Начальная школа 21 век”, курс “Литературное чтение” (автор А.А.Ефросинина), программа и учебники авторского коллектива под руководством Н.Ф.Виноградовой.

Учебные задачи:

  • Учить слышать произведения.
  • Обогащать читательский опыт.
  • Учить определять тему и жанр прослушанного произведения (наглядное моделирование).
  • Учить выделять фамилию автора и заголовок, правильно называть произведение.
  • Развитие речи учащихся.
  • Воспитывать чувство сопереживания героям произведения

Учебный материал: рассказ Г.Скребицкого “Мать”, выставка книг, модели, ? альбомного листа, цветные карандаши.

План урока.

1. Самоопределение к деятельности (мотивация) – создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность – “хочу” и выделение содержательной области – “могу”.

2. Актуализация. Работа с выставкой книг и моделями.

img1.jpg (3241 bytes) img2.jpg (3143 bytes) img3.jpg (3018 bytes)
<Рисунок1> <Рисунок2> <Рисунок3>

Учащиеся закрепляют первоначальные читательские знания и умения: находят и читают фамилии авторов и заголовки; по моделям определяют жанр и тему.

3. Первичное слушание (чтение учителем).

- Определите жанр произведения.

4. Моделирование обложки.

- Какого жанра произведение Вы услышали? Покажите на модели.

<Рисунок4>

Фамилия автора

Рассказ о животных

Заголовок

- Кто герои рассказа?

- Закрашиваем прямоугольник (коричневым).

- Подумайте, а как бы вы назвали этот рассказ?

- Давайте посмотрим, как назвал автор свой рассказ. (На доске: “Мать”).

- Найдите и прочитайте, кто написал этот рассказ. (На доске: Георгий Скребицкий).

Сообщение учителя: Г.Скребицкий был охотником и следопытом. Он учил детей наблюдать за природой, замечать происходящие в ней изменения.

- Как вы понимаете слово следопыт?

- Посмотрите на модели и скажите, над каким произведением мы сегодня работаем? (выслушиваются ответы учащихся).

Учитель: рассказ о животных Георгия Скребицкого “Мать”.

- Повторим хором.

5. Повторное слушание (хорошо читающими детьми).

- Ещё раз прочитаем текст, чтобы потом составить схематический план.

6. Составление схематического плана (на обратной стороне модели).

<Рисунок 5> <Рисунок 6>

7. Работа с текстом.

- Что вас удивило в рассказе?

- А не удивило ли вас поведение ежа?

- А что удивительного было в поведении ежа?

- А почему ёж так себя вёл? (предположения).

- А есть ли ответ в рассказе на вопрос: “Почему же так вёл себя ёж?”

- Прочитаем соответствующий отрывок, отвечающий на вопросы.

8. Упражнение в чтении.

- Так почему же ёж вёл себя так?

- Прочитаем соответствующий отрывок.

- Вернёмся к плану.

<Рисунок7>

9. Работа в рабочих тетрадях.

- Прочитайте, какие были ежата?

- Как ежиха защищала ежат?

10. Работа по учебнику.

- Что сказал охотник собаке? (одобрил, похвалил)

11. Итог урока.

- Встаньте, дети, подойдите ко мне. Сейчас появится новая книжка в нашей классной библиотеке.

- Вам хотелось бы дома кому-нибудь рассказать этот рассказ?

Учитель в течение урока следит за степенью усталости детей и при необходимости проводит “минуту релаксации”.

[1] Курс “Литературное чтение” (автор А.А.Ефросинина).

[2] Программа “Начальная школа 21 века”.

[3] Программа и учебники авторского коллектива под руководством Н.Ф.Виноградовой.