Логопедическое занятие во 2-м классе по теме: "Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: "Птицы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1.Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

2. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.

3. Развитие моторики пальцев рук.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Обогащение словарного запаса на материале лексической темы.

6. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, мяч, медиапроектор, презентация (Приложение 1), магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой (на фоне музыки).

- Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня всё получится!”

II. Мотивационное начало урока.

Презентация

Дидактическое упражнение “Ответьте на вопросы”. <Слайд 1>

- Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл последним?

- Лес позади дома. Что впереди?

- Автобус едет впереди грузовика. Что позади?

- Кошка больше собаки. Кто меньше?

- Мальчик выше девочки. Кто ниже?

- Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

III. Сообщение темы занятия.

- Рассмотрите картинку-символ. <Слайд 2>

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

- Правильно, сегодня мы продолжим учиться правильно и чётко произносить звук [ Л ] в слогах, словах, предложениях и в связной речи.

IV. Повторение пройденного.

Характеристика звука [ Л ]. <Слайд 3>

Серебристый самолёт
Отправляется в полёт.
Сильный ветер налетел,
Помешать ему хотел,
В нашу сторону подул,
И услышали мы гул: “Л-Л-Л…”

- Дайте характеристику этому звуку. <Слайд 4>

Дети : Звук [ Л ] согласный (язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий.

Артикуляционная разминка.

- Ребята, вспомните, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звук [ Л ]? <Слайды 5 - 13>

Дети: “Лошадка”, “Вкусное варенье”, “Почистим зубы”, “Грибок”, “Пароход гудит”, “Маляр”, “Индюки болтают”, “Блинчик”, “Чашечка”.

(Учащиеся выполняют эти упражнения перед зеркалом.)

Уточнение правильной артикуляции. Изолированное произношение звука [ Л ]

- Вспомните, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [ Л ]?

Дети: - губы улыбаются;

- зубы сближены;

- кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам (альвеолам).

4. Фонетическое упражнение. <Слайд 14>

- Самолет летит: л-л-л…

- Самолёт приближается л-л-Л-Л…

- Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…

(Дети произносят перед зеркалом звук [ Л ] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата.

IV. Основная часть.

Развитие фонематического слуха.

- Послушайте и выделите хлопками слова со звуком [ Л ]. Запомните их.

Слова: ласточка, ворона, голубь, сорока, иволга, щегол, дятел, кукушка, соловей, галка, сокол, синица.

- Какие слова вы выделили хлопками? <Слайд 15 >

Дети: Ласточка, голубь, иволга, щегол, дятел, соловей, галка, сокол.

- Каким одним словом можно их всех назвать? <Слайд 16 >

-Прочитайте слова, чётко произнося звук [ Л ]. <Слайд 17 >

2. Пальчиковая разминка: <Слайд 18>

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинец-малышок
Постучался на порог:
- Тук-тук-тук!

3. Развитие навыков звукового анализа:

- Посмотрите на картинки. <Слайд 19>

-Назовите, каких птиц вы видите. <Слайд 20>

- Назовите картинки со звуком [ Л ] в начале слова. <Слайд 21>

- Назовите картинки со звуком [ Л ] в конце слова.

- Назовите картинки со звуком [ Л ] в середине слова.

Проверка.

Произношение звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях и в связной речи :

А) “Ласточка”. <Слайд 22>

Ла-ла-ла, ла-ла-ла –
Ласточка гнездо свила,
Ло-ло-ло, ло-ло-ло –
Ласточке в гнезде тепло.

(Дети произносят слоги и предложения хором и по одному)

Б) “Соловей и ласточка”. <Слайд 23- 28>

- Образуйте слова по образцу:

Петь – соловей пел – ласточка пела;

Летать –

Клевать –

Ловить (мошек) –

Пить (воду) –

Сидеть (на ветке) –

5. - Внимательно послушайте рассказ Л. Н. Толстого “Хотела галка пить” и назовите слова со звуком [ Л ], которые встретятся в тексте. <Слайд 29>

Давайте проверим ваши предположения. <Слайд 30>

(Дети читают текст и выделяют слова со звуком [ Л ] )

- Перескажите этот рассказ.

6. Прочитайте и выучите скороговорку: <Слайд 31>

Галка села на палку,
А палка ударила галку.

(Дети читают скороговорку по одному и хором, запоминают её.)

7. Игра “Кто в домике живёт”.

- Трудно приходится птицам зимой. Как мы можем позаботиться о пернатых? <Слайд 32>

- Вот птичий домик. <Слайд 33>

- В нём могут жить только те птицы, в названиях которых есть звук [ Л ]. Вспомните птиц, в названиях которых есть этот звук и поселите их в домик.

V. Итог урока.

- О ком мы сегодня говорили на занятии?

- Какие названия птиц вспомнили?

- Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?

- Спасибо за интересное занятие, удачного вам дня. <Слайд 34>