Ремонт одежды и свзанные с ним хакасские суеверия

Разделы: Технология


Тема: Ремонт одежды. Хакасские суеверия, связанные с ремонтом одежды. Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление и применение, формирование умений. Вид урока по форме проведения: традиционный с применением игры.

Цели урока:

1. Развивающий аспект: продолжить развитие художественного вкуса, совершенствовать культуру труда, развивать самостоятельностью.
2. Образовательный аспект: ознакомить с приемами ремонта одежды и обучить им, продолжить формирование умения пользования швейными инструментами.
3. Воспитательный аспект: продолжить воспитание патриотизма, любви к Родине, аккуратности, усидчивости. Наглядность: инструкционные карты, таблицы с ребусами, рисунки с национальной одеждой хакасов.

Структура урока:

1. Организационно-подготовительный этап. Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся, формулировка темы и целей урока. Постановка перед учащимся учебной задачи.
2. Этап формирования новых знаний. Теоретические сведения: хакасские суеверия, организация рабочего места, проверка техники безопасности. Просмотр инструкционных карт. Показ и объяснение учителем приемов работы со швейными инструментами.
3. Этап применения знаний, формирование умений. Индивидуальная работа учащихся: выполнение практической работы с помощью инструкционной карты. Самоконтроль.
4. Этап контроля: Анализ учителем ошибок и недочетов, самооценка учащихся.
5. Этап подведения итогов. Определение уровня формирования знаний и умений. Выставка изделий, выставление оценок. Информация о домашнем задании.

Ход занятия

Сообщение учителя: Здравствуйте! Сегодня у нас тема урока «Ремонт одежды и связанные с ним хакасские суеверия». Вначале урока мы поговорим о ремонте одежды, затем узнаете о том, какие были суеверные хакасы и как они относились ко всему, что было связанно с темой нашего урока. И в конце урока выполните практическую работу. Для этого я попросила вас подготовить лоскуты тканей, пуговицы и швейные инструменты. Все ли готовы к уроку?

Прежде чем приступать к теме нашего урока, я хочу, чтобы вы расшифровали пословицу, которая дана на доске.

Шифровка: 6,1,8,1,3,9 5,1,10,7,2 10,4,11,13,11,12,16,20 15,13,20,7,2,1- 10 18,11,14,16.

Ключ: а-20 б-6 в-14 г-3 д-12 е-1 и-9 л-13 м-4 н-18 о-11 п-15 р-8 с-10 т-7 е-16 ч-5 ь-2

(Береги честь смолоду, а платье – с нову)

Я думаю, эта пословица будет своеобразным эпиграфом нашего занятия.

Ребята, а кто-нибудь был в музее? Если вы побываете в музее, то обратите, пожалуйста, внимание на старинную одежду. Когда вы будете ее разглядывать , то сравните, чья одежда выглядит опрятнее: крестьянский сарафан столетней давности или ваша кофточка, купленная недавно. Дело в том, что бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считалась добродетелью человека – его большим достоинством. Но здесь нужно хотенье и уменье.

Дальше идет беседа: Вопрос 1. Что мы подразумеваем под «ремонтом одежды» Вопрос 2. А какой ремонт мы в состоянии сами выполнить?

Такой ремонт называется мелким. Наши мамы не несут в швейное ателье пришить оторвавшую ся пуговицу, петельку-вешалку. А эту операцию выполняют самостоятельно. Вот и вы должны научиться тоже делать.

Вопрос 3. Для чего мы должны ремонтировать одежду?

Вовремя сделанный ремонт одежды удлиняет срок носки одежды.

А сейчас, дети, я вам расскажу о хакасских суевериях, которые помогали народу привить своему поколению аккуратность и опрятность.

В хакасской одежде пуговицам отводилась большая роль. Посмотрите на рисунки. На национальной одежде всего одна пуговица, но она какая? (Большая, красивая.) Пуговица считалась хранительницей души. Поэтому когда пришивали пуговицу, обращали особое внимание на то, чтобы она была прочно и аккуратно закреплена, а то не дай бог, оторвется или хуже всего потеряется, Это считалось плохой приметой. Но если одежду продавали, то пуговицу нужно было отпороть, иначе счастье уйдет вместе с ней.

Еще одно поверье существовало у хакасов, что человеку нельзя ходить в рубашке с разорванным воротом, в такой одежде только хоронят. Но при всем при этом, если человека ранят режущим оружием, до тех пор, пока рана не заживет, прорезь одежды не зашивали.

У каждой хозяйки были свои нитки. Чужой ниткой одежду не подшивали. Если брали из других рук иголку с ниткой, то сначала их три раза продевали через рукав. Если на нитке был узелок, то его отрывали, говорили, что чужим узелком шить нельзя.

Все, что сейчас я вам рассказала, я взяла из книги Бутанаева «Традиционная культура и быт хакасов».

Какие инструменты нам понадобятся для выполнения практической работы? (Игла ручная, ножницы, нитки.)

Иголка и ножницы при неосторожном обращении несут в себе опасность. Давайте вместе разберемся, как правильно обращаться с ними (дети рассказывают технику безопасности при пользовании швейными инструментами). Все, что сейчас мы сказали вместе – это правила техники безопасности и вы их должны знать и уметь применять в процессе работы.

Теперь проверим домашнее задание. Какое оно было? (Найти загадки о швейных принадлежностях.) Дети читают домашнее задание и отгадывают загадки.

Я вам тоже приготовила загадки, только нарисованные. Как они называются? (Ребусами.) Дети отгадывают ребусы.

Далее дети выполняют практическую работу. Вначале вводный инструктаж проводит учитель. А теперь посмотрите инструкционные карты. На лоскуте ткани должны быть выполнена следующая работа: пришивание пуговицы, пришив петельки-вешалки, пришивание плательных кнопок.

Способы пришива пуговиц – есть в инструкционной карте. Но помните: все пуговицы на одежде должны быть прошиты одинаковыми стежками. Если есть надписи, рисунки на пуговицах, то они должны быть направлены в одну сторону. Плательные кнопки служат для потайного застегивания одежды. Поэтому их нужно пришивать особенно аккуратно, чтобы не было видно узелков, швов на лицевой стороне одежды. Кнопки состоят из двух частей (учитель демонстрирует).

Дети приступают к выполнению работы. Учитель по мере выполнения работы проводит текущий инструктаж. Проверяет правильность выполнения узелка на нитке, следит за выполнением техники безопасности, правильность наметывания вешалки-петельки на лоскуте.

Учитель настраивает учащихся на самоконтроль: проверить узелки, швы. Когда дети выполнят работу, проводят взаимоконтроль: проверяют прочность и аккуратность работы.

При проведении заключительного этапа выполненные работы вывешиваются на стенд со съемным материалом. Учитель анализирует ошибки и недочеты, подводит итоги, выставляет оценки и дает информацию о домашнем задании на следующий урок.