Тема урока: "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Разделы: Математика


Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

- сформировать понятие степени числа, основания степени и показателя степени;

- сформировать способность к чтению, записи и вычислению степени числа, определению порядка действий и нахождению значения числовых выражений, содержащих степень.

- формировать навыки самостоятельной работы, рефлексии, критического мышления.

Оборудование урока:

  • Карточки с индивидуальными заданиями,
  • листы с заданиями для самостоятельной работы.

Структура урока:

  1. Устный опрос и индивидуальная работа по карточкам.
  2. Актуализация знаний и умений.
  3. Постановка темы урока.
  4. Усвоение нового материала.
  5. Самостоятельная деятельность учащихся.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Подведение итогов работы.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Устный счет. «Зарядка для ума»

Учащиеся одного ряда по вариантам работают на карточках (см. приложение 1).

Остальные учащиеся работают устно с заданиями, записанными на доске:

  • Упростите выражения:

1) 26а+31а+4;
2) 7в+5в-4в;
3) 5ав•7ху;
4) 3ху•15с.

Какой закон применяли в первом и втором выражениях? Сформулируйте его.

  • Из квадрата со стороной 10 сантиметров вырезали квадрат со стороной 8 сантиметров. Найдите площадь оставшейся фигуры.
  • Грамотно прочитать выражения:

1) 2а+7х;
2) 8•(41-3х);
3) (а-в)•(2+с);
4) 4х•(5в+3).

3. Актуализация темы. Постановка цели урока

- Упростите сумму и найдите ее значение:

4+4+4;
31+31+31+31+31.

- Каким действием заменяем сумму одинаковых слагаемых. (Произведением).

- Посмотрите на эту запись:

10•10 =
2•2•2 =
8•8•8•8 =
ууууууу =

- Она удобна? (Неудобна, нерациональна).

- Значит, для того чтобы сделать эту запись удобной, короткой нам потребуется новое арифметическое действие. Если мы знакомимся с новым арифметическим действием, что нам необходимо о нем знать? (Надо знать: как называется это арифметическое действие, как записывается и читается, каким по порядку выполняется в числовом выражении).

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Степень числа. Квадрат и куб числа».

- Заполняем правую часть предложенных произведений.

- Определение степени числа:

Произведение п множителей, каждый из которых равен а называется степенью числа а с показателем п.

аааа•…•а = а?

а – основание

п – показатель

- Какое слово получили ребята в индивидуальных заданиях 1 варианта? (Стевин)

- Нидерландский математик Симон Стевин в 16-17 веках предпринял первые шаги к построению современной теории степени. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатели степени.

- Ребята, какое слово получилось во втором варианте? (Декарт)

- Современное обозначение степени мы находим в работах французского математика Рене Декарта.

- Принято считать, что а1 = а, а0 = 1.

- Прочитайте выражения, назовите основание, показатель и вычислите:

а) 53;

б) 34;

в) 72;

г) 43.

- Вторая и треть степени числа имеют специальное название. Вторую степень числа называют квадратом, а третью - кубом числа. Читают соответственно: а2 – «а в квадрате», (вспомните как мы находили площадь квадрата), а3 – «а в кубе» (об этом поговорим попозже).

- Учащиеся выполняют задание № 1 на карточке для самостоятельной работы (см. приложение 2). Двое учащихся выполняют задания на переносных досках.

- Сравните:

а) 53 и 5•3;
б) 112 и 11•2;
в) 105 и 10•5.

Один учащийся решает с комментариями у доски, остальные в рабочих тетрадях.

- Что общего в каждой паре? (Сравниваем степень числа с произведением основания показателя).

- Что больше? (Степень числа.)

- Поэтому делаем вывод: ап >ап, то есть степень числа больше произведение основания и показателя степени.

- Запишите выражение с использованием действия возведения в степень и определите порядок выполнения действий в полученном выражении:

(10•10-2•2•2•2•2•2):6+3•3 = (102-26):6+32 = (100-64):6+9 = 15

Учащийся расставляет порядок действий и записывает данное выражение, используя определение понятия степени.

- Делаем вывод: если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.

- Найдем значение выражения (4+3)2•52-83+26.

- А теперь грамотно прочитаем выражения, содержащие степени:

а) (a+b)2;

б) a2-b2;

в) a3-b3;

г) (x+y)3.

3. Самостоятельная работа учащихся

- Учащиеся выполняют индивидуальные задания на карточках (см. приложение 2), рассчитанные на четыре варианта.

Выполнение данных заданий проверяется с помощью переносной доски, учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают свои работы, сдают их. Полный анализ выполненных работ проводится на следующем уроке.

4. Объяснение домашнего задания

- Ребята, дома вам предстоит сделать закладки-шпаргалки, которые помогут вычислять квадраты и кубы чисел от 1 до 20:

х 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
х2                                        
х3                                        

А также номера из учебника 657, 663, 665(1) – первый вариант, 665(2) – второй вариант.

5. Подведение итогов урока

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Как вы думаете, удалось нам достичь результата? Над совершенствованием каких умений и навыков необходимо нам поработать на последующих уроках?