Вводно-обзорный урок-путешествие по теме: "Класс Насекомые"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными;
  • Продолжить формирование у учащихся умения работать в группах, выступать публично, слушать других, делать выводы.
  • Закрепить навыки работы с иллюстративным материалом, натуральными объектами, дополнительными источниками информациями.

Оборудование: коллекции насекомых, таблицы “Тип Членистоногие. Класс Ракообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Паукообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”, раздаточный материал, натуральные объекты..

Подготовительный этап: класс делится на 3 команды, выбирают капитанов.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в страну Jnsectum. Каждая команда должна пройти все станции, выполняя различные задания. При правильных ответах выдаются жетоны по цвету ответившей команды. Жетоны хранятся у отвечающих.

Станция №1 “Историческая”. Командам даются задания, связанные с историческими сведениями изучаемого класса. Если команда угадывает объект по первой фразе, то она получает 2 очка, если по второй - одно очко.

Задание первое.

1. В1729 году в своей работе “Система природы”, шведский натуралист описал около 2 тысяч видов насекомых, сгруппировав их в 9 отрядов.

2. Он заложил основы современной систематики и двойной номенклатуры - двойных латинских названий животных.

Ответ: Карл Линней.

Задание второе.

1.Этот древнегреческий ученый разделил всех животных, на “животных с кровью” (позвоночных) и “без крови” (беспозвоночных), выделив из последних группу “энтома” (энтомон- насекомое).

2. Он являлся учеником Платона. В 343 году был приглашен царем Македонии Филиппом, воспитывать его сына Александра. Создал труд “История животных”, где привел сведения о строении тела животных, их образе жизни, поведении. Составил первую систематическую сводку животных, так называемую “Лестницу существ”.

Ответ: Аристотель.

 Задание третье.

Один из основоположников науки этологии Занимая скромную и малообеспеченную должность провинциального учителя на юге Франции, он почти полстолетия посвятил изучению насекомых

В 1879 году в Париже был издан первый том из десяти “Энтомологических воспоминаний”, где описаны многолетние наблюдения над образом жизни насекомых и других членистоногих Он не принадлежит к числу профессиональных ученых, но по праву считается знатоком насекомых Его зарисовки о жизни насекомых, в сокращенном варианте, издано в нашей стране под заголовком “Нравы насекомых”.

Ответ: Фабр Жан Анри.

Станция № 2. “Теоретическая”. Командам даются групповые задания, которые необходимо выполнить, используя дополнительные источники информации.

Задание первой команде.

При помощи учебника, коллекций насекомых, таблиц и рисунков, необходимо заполнить пропуски в тексте “Строение насекомых”.

Самый прогрессивный среди всех Членистоногих и богатый по численности видов ( около 1 млн. видов) класс на Земле - … . Их тело имеет … покров и подразделено на … отдела:… . Размеры тела варьируют от 1-2 мм до 15-30 см. На голове располагаются… - органы осязания и обоняния, которые могут быть нитевидными (…), гребневидными (…), булавовидными (…), перистыми (…) и другими. Глаза у насекомых …. и …(фасеточные). Ротовой аппарат может быть различного типа : … . Грудь состоит из 3 сегментов, каждый из которых несет по …паре двигательных конечностей, а два последних сегмента груди могут нести также … , которых может быть одна или две пары.

Ходильные конечности состоят из нескольких члеников. В зависимости от выполняемых функций ноги насекомых могут быть бегательными (…), ходильными (…), копательными (…), хватательными (…), прыгательными (…), плавательными (…), присасывательными(…).

Брюшко – основное вместилище внутренних органов.

Задание второй команде.

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

Признак животного. Особенности класса насекомых Биологическое значение признака.
1. Движение.   Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.
2. Деление тела на отделы. Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.  
3. Разнообразное строение ротовых органов. Возможность использовать разнообразной пищи.
4. Ориентация в окружающей среде.   Способность находить пищу, обнаруживать врагов.
5. Размеры тела. Небольшие размеры.  
6. Способ дыхания.   Потребление для дыхания атмосферного кислорода.
7. Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки. Наличие более сложных рефлексов.

Задание третьей группе.

Выявите черты приспособленности насекомых к среде обитания, распределив данные в таблицу.

Оборудование: коллекции насекомых, рисунки, таблицы (кузнечик, кобылка, медведка, жужелица, жук-плавунец, богомол, клоп-гладыш и т. д.).

Среда обитания. Представитель класса Насекомые. Черты приспособленности к среде обитания.
Почвенная.    
Водная.    
Наземно-воздушная.    

Станция № 3. “Исследовательская”.

При помощи рисунков и коллекций насекомых, паукообразных, ракообразных, дать ответы на вопросы.

Задание команде №1.

Объедините данных животных по систематическим признакам. Какое животное оказалось “лишним”? К какому типу относят данное животное?

На основании каких признаков вы пришли к такому выводу?

Команде даются натуральные объекты и иллюстративный материал с изображением краба, дафнии, клеща, скорпиона, креветки, кузнечика.

Задание команде №2.

Объедините данных животных по систематическим признакам. Какие животные оказались в единичном экземпляре по систематическому признаку? Выявите черты их сходства и различия.

Команде даются натуральные объекты и иллюстративный материал с изображением речного рака, майского жука, таежного клеща, сенокосца, паука-крестовика, чесоточного зудня, скорпиона.

Задание команде №3.

Объедините данных животных по систематическим признакам. Какие животные оказались в единичном экземпляре по систематическому признаку? Выявите черты их сходства и различия.

Команде даются натуральные объекты и иллюстративный материал с изображением шмеля, скорпиона, креветки, рака- отшельника, дафнии, омара, краба.

Станция №4. “Эрудиты”. Команды должны дать правильный ответ, отметив значение животного в природе и в жизни человека.

1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров

(Стрекоза)

2. К. Линней дал этому животному название “муравьиная корова”. Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?

(Тля. Вредитель растений).

3. Африканцы ее называют “зубы ветра”. Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе “зубы” могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами , до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов ) а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу

(Саранча перелетная.)

4. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: “Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых”. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.

(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)

5. Бернгард Гржимек писал, что “это животное – единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину” Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот

“Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта… Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде…”. О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? ( Муха цеце).

6. “В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак”. О ком идет речь?

(Рыжий таракан).

Станция № 4. “Познавательная”.

Напишите названия насекомых так, чтобы получилось слово “Насекомое”. Что вы можете рассказать об этих животных? Дома определите систематическую принадлежность этих животных. Например:

Станция №5. “Юмористическая”.

Команды должны придумать стихотворение о значении или строении насекомых.

Подведение итогов. Оценивание работы команд и отдельных учащихся. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, - выигрывает.

Домашнее задание: Изучить П. 15. Заполните таблицу “Сходство и различие классов ракообразных, паукообразных и насекомых”.

Классы. Признаки различий. Признаки сходства.
Ракообразные.    
Паукообразные.  
Насекомые.