Дополнительная литература на уроках английского языка, как средство развития интеллектуального мышления учащихся

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время в обучении чтению на английском языке существуют два традиционных подхода: word-centered approach – восприятие отдельного слова и sentence-centered approach – восприятие отдельного предложения. Первый подход связан главным образом с выбором слова, а последний направлен на структуру предложения. Сейчас стало ясно, что использование только этих способов недостаточно для обучения чтению с полным пониманием прочитанного. Один из них поможет обогатить словарный запас слов учащихся, другой способствует лучшему знанию грамматики, но все логическое знание и культурное содержание теряется в путанице слов и структур.

Учащихся редко обучают навыкам или технике постижения логического мышления. Ученики могут понять большое количество изолированных слов и объяснить их грамматические функции, но они не в состоянии определить значение этих слов. Чувство логики настолько слабо у учащихся, что они часто теряются, когда их просят ответить на вопрос типа “Почему?”, “Как?”, “Когда?”, на которые невозможно ответить цитатой из текста.

Мною предлагается организация учебного процесса с учащимися 6 класса по книге Jane B. Wetham “Smokey the Bear”. Данный урок проводится, чтобы помочь учащимся среднего звена развить их интеллектуальное мышление через организацию деятельностного подхода в процессе чтения литературы на английском языке, как дополнительного чтения. Такие уроки несут в себе как познавательные, так и воспитательные цели.

Цели урока:

  • Познавательные – учащиеся изучают новую лексику, знакомятся с автором книги и главным героем рассказа.
  • Воспитательные – учить работать самостоятельно и в группе с учетом интересов и возможностей окружающих, развивать человеческие взаимоотношения.
  • Развивающие – развивать память, внимание, логику мышления.
  • Учебные – развитие видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование и мышление).

Речевой материал:

  • Лексический – ranger, fire, ground, burned, paw, any, prevent, last, story, smelled, smoke.
  • Грамматический – модальный глагол can, must, The Past Indefinite Tense.

Оборудование:

  • диапроектор или компьютер,
  • раздаточный материал,
  • книги,
  • плакат на доске.

ХОД УРОКА

Подготовка к чтению

Организационный момент включает ознакомление учащихся с целью и задачами урока. Учащиеся прослушают звуки букв st и sm, стоящих в словах и прочитают эти звуки. Для прослушивания этих звуков предлагается аудиозапись со стихотворением о сове, которая стала героем леса.

Let me tell you now
How a wise forest owl
Awoke in the stump of his tree.
“What is that I smell?
It`s a smoke I must tell
All my friends so that they may flee.”
So Owl left his nest.
And flew east and west,
And saved all his friends in the woods.
When the story was told
By his friends young and old,
Owl shrugged, ”I did what you would.”

Учащиеся повторяют стихотворение хором и затем отвечают на вопросы учителя: What words in the rhyme begin like small? На доску выписываются слова smell, smoke /sm/. Учащиеся выходят к доске и подчеркивают буквы /sm/ в каждом слове. Затем можно провести игру, где раздаются карточки, и объясняется учащимся, что они прослушают другие слова, которые начинаются с букв /sm/. Когда они услышат эти слова, они должны поднять карточки. Предлагаемые слова: smart, small, sell, smog, smock, sock, smile, smuggle, mug, smirk. Таким же образом закрепляются звуки букв /st/, стоящих в начале слова: stem, step, still, stock, stop, top, stick, и стоящих в конце слова: rust, best, beg, lost, log, forest, rest, red, vest, last.

Следующим этапом является практическое закрепление звуков. На доску выписываются предложения, учащиеся читают их вслух и подчеркивают слова со звуками sm, st.

  1. Rabbit and Mouse walked in the forest.
  2. First they stopped to see Mr.Fig.
  3. He told them a story about the Figmobile.
  4. “We will stop at Mama Fig`s house last,” said Mouse.
  5. “What is that smell?” asked Mouse.
  6. “Is it smoke?” he asked.
  7. “Yes, Mama Fig is baking,” said Rabbit.

После задания с классом, делается обобщение: буквы sm стоят в начале слова smell, smoke, а буквы st мы можем услышать в начале слов story, stump, и в конце слов forest, last.

На следующем этапе работы учащиеся учатся определять последовательность событий в рассказе. Перед учащимися ставится цель, и задаются вопросы. Если я скажу вам вытереть с доски, что вы сделаете сначала? Что сделаете далее? И что вы сделаете в последнюю очередь? Многие вещи изготавливаются и выполняются в определенной последовательности. И все рассказы и истории тоже. Если учащиеся будут знать, как события постепенно развиваются в рассказе, то они будут лучше понимать его. Далее учащимся читается рассказ “Anna and the Five Bears” и задаются вопросы в определенной последовательности:

1. What did Anna do first?

2. What did she do next?

3. Then what happened?

4. What about the fourth bear?

5. What happened at the end?

 Учащимся объясняется, что есть много различных способов, с помощью которых они могут запомнить порядок последовательности происходящих событий. Они учат их, запоминают и обращают внимание на порядок событий, которые следуют один за другим. Учащиеся определяют дополнительные слова, которые помогают понять, что мы имеем в виду, когда говорим о порядке происходящих событий. Это слова first, next, then, last. Внимание учащихся обращается на то, что когда они будут читать рассказ “Smokey the Bear”, в процессе чтения они будут думать что произошло сначала, далее и в конце рассказа.

Следующим этапом работы является ознакомление с новой лексикой: read, ranger, fire, ground, burned, paw, prevent, any и с именем главного героя рассказа Smokey. Учащимся раздаются карточки с предложениями и с новыми словами. Учащиеся работают индивидуально, читают предложения и проговаривают новые слова и догадываются о значении этих слов.
  • Tim made hot lunch over a small fire. The fire sent smoke up into the sky.
  • A ranger was watching for forest fires.
  • He worked to prevent or stop them. He smelled the smoke from Tim`s fire.
  • He found Tim`s fire down on the ground.
  • It had not burned the forest yet.
  • It had not burned any grass or trees.
  • The ranger told how Smokey the Bear had burned his paw in one forest fire.
  • Now Tim wants to read about Smokey.

Чтобы проверить понимание учащихся новых слов, им предлагаются вопросы, в которых учащиеся выделяют (подчеркивают) слова, которые являются ответом на вопрос и называют это слово.

  1. Which word names what we walk on? (Ground)
  2. Which word names what we build if we want to burn wood? (Fire)
  3. Which word tells what a forest did if a fire ruins it? (Burned)
  4. Which word names the person who looks after the forest? (Ranger)
  5. Which word tells what you do with a book? (Read)
  6. Which word means “keep from happening”? (Prevent)
  7. Which word names a bear`s foot? (Paw)
  8. Which word means “some”? (Any)
  9. Which word is the name of the bear that tells how to prevent forest fires? (Smokey)

После этого задания учащиеся могут выполнить контролирующие задания разных типов и уровней.

1. Чтение и обсуждение текста

Направление и моделирование процесса чтения:

  • Установка целей / предположение.
  • Подтверждение предположений / проверка.
  • Обсуждение текста.
  • Обобщение текста.

Учащиеся могут читать текст самостоятельно или в группе, парах. В процессе чтения учащимся предлагается делать запись по данной таблице:

What we know What we want to learn What we learned

Завершая чтение и обсуждая детали рассказа, учащиеся могут нарисовать что-то, что показывает и отражает главные вещи, которые произошли в рассказе. Учащимся предлагается так называемая лестница событий. Это действительно помогает учащимся, так как в ней отражается очень много того, что они должны помнить.

Учащиеся читают и обсуждают “лестницу событий” и расставляют слова first, next, then, after, last в нужные предложения. С помощью дополнительных вопросов расширяются критические и творческие ответы учащихся в каждой главе:

 

  • Why do you think Smokey the Bear become such a famous bear?
  •  Name some things that happened to the forest because of the fire.
  • What are some of the ways we can help to prevent fires?
  • What part of the story made you happy? Why?

2. Продолжение необходимых навыков и стратегий

Сравнение элементов рассказа помогает учащимся узнать, где и когда рассказ происходит. Учащиеся знают, что один рассказ о том, как спасатель леса пришел в класс, и другой рассказ о том, как малыш медведь стал Smokey the Bear. Иногда в рассказе есть несколько основных частей. Чтобы определить изменение в окружении, учащиеся должны внимательно прочитать еще раз и посмотреть на картинки. Когда они слушают начало истории, они решают, где и когда это происходит. Для лучшего понимания на доску выписываются следующие слова, чтобы их закрепить:

- in the park

- in the forest

- in a house

- on a windy day

- on a rainy day

- at night

Учащиеся читают вслух и ставят вопрос Where?, When? Там, где это происходит. Затем класс делает обобщение, что в основной части рассказывается о времени и месте, где происходит история. Зная это, учащимся будет легче читать рассказ.

Следующим этапом работы является работа со словарем. Они должны научиться работать со словарем, искать слово в алфавитном порядке. Учащиеся изучают написание слов в словаре и отмечают, что все слова пишутся так, как в алфавите. Для того чтобы проверить, как учащиеся могут правильно ставить слова, им предлагается проверочный тест, где они должны расставить слова в порядке их следования в алфавите:

1. Play high mail

_____________________________

2. Truck good bed

_____________________________

3. Zoo wide tree

_____________________________

4. Ride best sent

_____________________________

После проверочного теста учащимся предлагается творческое задание, где они делятся на творческие группы по 3-4 человека. Задание называется “Language Arts: Fire Phrases.” Материалы, необходимые для творчества: лист ватмана или половина листа, акварельные краски, короткие соломинки, клей, маркеры.

Цель задания – учащиеся выбирают слова и фразы, которые описывают, как выглядит огонь, и чувства, которые он вызывает.

Учащимся предлагается инструкция, что они должны сделать:

  • Обсудить положительные стороны огня (согревание, тепло, сидеть вокруг костра, наблюдать за костром, жарить на огне, готовить шашлык и т.д.)
  • Описать, как выглядит огонь(bright, red, dangerous, sparkling, glowing, hot, shines brightly, red-hot glow)
  • Описать, что делает огонь (dances, leaps about, burns with a crackle, warms our hands)
  • Сделать макет костра, используя соломинки, краски, маркеры.
  • Выписать слова и фразы на плакат, которые они приготовили для описания огня.

Учащимся нравится работать творчески. Они самостоятельны, независимы и оригинальны в богатстве своего мышления.

3. Заключительный этап урока

Подведение итогов урока имеет особое значение. Здесь следует выделить три момента:

а) учащиеся говорят о том, что они узнали и чему научились;

б) учащиеся анализируют работу свою и своей группы;

в) учитель высказывает свое мнение и замечания по всему уроку и по работе групп, и оценивает работу каждого учащегося.

4. Домашнее задание

Домашнее задание корректируется с учетом результатов урока. Суть домашнего задания заключается в том, что учащиеся должны подготовить материал об объектах, где используются и должны использоваться сигнальные противопожарные устройства. Для этого учащиеся могут привлечь своих родителей.

На следующем уроке учащиеся могут обмениваться своим мнением, работами и заданиями.

Предлагаемый план урока по развитию интеллектуального мышления при организации деятельностного подхода при чтении литературы может быть выполнен на спаренном уроке, если такой возможности нет, можно исключить или уменьшить некоторые этапы работы, но нельзя забывать, что когда учащиеся исследуют каждый пример в литературе, они познают богатство их собственного наследия. Однако даже в сокращенном варианте работа по описанной схеме имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей. Практика показывает, что используемые приемы работы способствуют активизации употребления лексики, расширению кругозора, пополнению их словарного запаса, формированию навыков творческой самостоятельной работы, поддержанию интереса к учению.