Тема урока: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством А. Платонова,
  • осмысление рассказа,
  • размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • иллюстрации к рассказу,
  • Библия,
  • ТСО- проигрыватель, эпипроектор.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

Продолжим знакомство с русским советским писателем А. П. Платоновым, попытаемся осмыслить рассказ “Юшка”, поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, в конце урока мы постараемся дополнить формулу жизни по Платонову.

Формула жизни по Платонову.

3. Слово учителя о Платонове

Русский советский писатель. В начале 20-х годов сменил фамилию Климентов на Платонов. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Пятнадцати лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Работал в редакции многих газет, в журнале “Железный путь”. Платонов участник Гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 г. переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов “Епифанские шлюзы”, принесший ему известность. В 1928 г. появились две книги “Луговые мастера”, “Сокровенный человек ”. С 1926 г. работал над большим романом о революции “ Чевенгур”. Во время войны был специальным корреспондентом газеты “ Красная Звезда”, находился на фронтах Отечественной войны. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, много работал.

4. Элемент урока-портрета

Через эпипроектор проецируется портрет писателя. Ученик, получивший индивидуальное опережающее задание, рассказывает эпизод из автобиографии.

5. Подведение итога этого этапа урока

6. Работа по теме

Попытаемся ответить на вопрос: что значит уметь любить человека? (Учащимся предлагается 6 высказываний поэтов, в конце урока они должны выбрать эпиграф к уроку).

Слово учителя. Читая рассказ, я вспомнила известную формулу Ф.М. Достоевского “Человек - есть тайна”. Откровенно понятным в своей нагой простоте кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. С другой стороны его непохожесть на всех раздражает, влечет к нему детей и случайного прохожего, наделенных “слепым сердцем”.

Ребята, давайте вместе попытаемся обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя. Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним. Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают? Что не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку? (Добрый человек - брат всей твари. Сокровенное для Юшки неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя).

Как называют его взрослые и дети? (“ Урод негодный”, “божье чучело”, блажной непохожий). Словом, как сказал столяр, забраковали его люди.

Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное: “Меня, Даша, народ любит”.

Так ли это? Любит ли народ Юшку? Может ли народ любить? Это главный вопрос, на который предстоит ответить.

(Мнение 4,5 учащихся).

А теперь давайте прислушаемся к голосу автора. Почему же люди потешаются над Юшкой и жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, из скольких эпизодов состоит композиция рассказа? (Из трех).

7. Работа в группах

Работают 3 группы.

  • 1 отвечает на вопрос: “Отношение взрослых к Юшке”.
  • 2 отвечает на вопрос: “Отношение к Юшке детей”.
  • 3 отвечает на вопрос: “Отношение к Юшке прохожего”.

Вывод учащихся:

1 группа. Человек и другие люди, добро и зло здесь трагически противопоставлены. В записных книжках Платонова есть такое замечание: “Важно и истинно - видеть во взрослых лишь их действительно детские черты. Взрослый - это лишь изуродованный ребенок”. Платонов показывает в Юшке христианскую сущность. Юшка в ответ на удар подставит свою щеку.

(Чтение из Библии Нагорной проповеди Иисуса Христа).

2 группа. Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной естественной реакции зла в ответ на зло.

Зло для детей - проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло - источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка “отозвался им злом и развеселил их”. Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг к другу.

3 группа. (Перед выводом звучит молитва и проецируется иллюстрация “ Прохожий толкает Юшку”).

За Достоевским Платонов говорит о первозданной ценности человеческой жизни. Без Юшки стало людям хуже.

Справедливое слово о Юшке сказано, почему же этим признанием не заканчивается рассказ?

Всегда ли в жизни добро побеждает зло? (Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру).

Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, дает свои плоды.

(Чтение из Евангелия: “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”).

В ком дало свои плоды добра Юшки? Что означает имя Ефим Дмитриевич?

Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.

Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

А почему Юшка? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

А у Платонова - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.

8. Вывод. Что значит уметь любить человека по Платонову? (Быть добрым, уметь сострадать, не причинять людям боль, любить человека).

Добавляем формулу жизни по Платонову - любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце.

9. Выбор эпиграфа

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

10. Заключительное слово учителя

А.П. Чехов сказал: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно показывает ему свои когти, стрясется беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”.

“Спешите делать добро, пока не стало поздно”, - доктор Гааз.

11. Комментирование оценок.

12. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: “Какого человека я считаю красивым”, читать “Неизвестный цветок ”.