Оздоровительно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.А.Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки.

Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка праздник - это целое событие.

Особенно актуальную и социальную значимость имеет проведение досугов и праздников в нашем дошкольном образовательном учреждении №28 “Лесная сказка” г. Чайковского.

Наше ДОУ оздоровительного типа посещают дети часто болеющие. При списочном составе 138 человек II, III группы здоровья имеют 117детей. Анализ двигательной деятельности детей, поступающих в наш сад, показывает, что они, по сравнению со здоровыми сверстниками, малоподвижны, менее активны. Поэтому главная задача, стоящая перед педколлективом: создание в детском саду высокой эмоциональной и двигательной активности детей. Решить ее можно и через проведение оздоровительно–досуговой деятельности.

Десятый год углубленно работаю над темой “Оздоровительно-досуговая деятельность дошкольника”. Изучил методику физического воспитания дошкольников по этому вопросу, в чем мне помогли книги под редакцией Осокиной Т.И., Тимофеевой Е.А., Ермак Н.Н., Васюковой В.И. Познакомился с новыми программами “Здоровье”, “Система”, “Старт”, “Азбука здоровья” и проанализировал, что нового предлагают они по интересующей меня теме.

Создавая сценарии, я обращаюсь к практическому опыту разных авторов: Шмакова С.А., Яковлева В.Г., Кедрина Т.Я., Афанасьева С.П., Козак О.Н., Щербак А.Н..

В начале каждого учебного года составляю перспективный план спортивных праздников, физкультурных досугов для детей и их родителей, сюда же входят совместные праздники с учащимися школы №11, детьми других детских садов, спортивные городские праздники.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Разрабатывая программу физкультурного развлечения, совместно с педагогом-психологом, воспитателями учитываю следующие моменты:

  • содержание программы согласовываю с пройденным учебным материалом;
  • использую игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам;
  • размещение игр и упражнений в досуговой деятельности отвечает правилам дозировки: физическая нагрузка постепенно возрастает, а в последнем задании снижается;
  • после игр-эстафет или других заданий, возбуждающих детей, планирую загадки, стихи, игры малой подвижности, игры хороводного типа, обеспечивающие смену деятельности, но не снижающие эмоциональный подъем;
  • после фронтальных игр большой подвижности следуют задания, в которых действуют более выносливые дети;
  • обязательное музыкальное сопровождение;
  • создание игровых ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно принять решение;
  • формирование положительных эмоций, в том числе путем включения сценок драматизации, приглашение гостей-героев знакомых сказок и мультфильмов.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Разрабатывая сценарии досугов, творчески подхожу к выбору темы и форме проведения. Тематику досугов условно делю на 4 группы.

I. - Развлекательные:

  • “Двигайся, играй, радуйся с Малышом”,
  • все программы телестудии “Лесная сказка”,
  • “Бим-Бом” и др.

II.-Познавательные:

  • “Необитаемый остров”.
  • “Кем быть?”,
  • “Спортлото”.

III. - Нравственно-патриотические:

  • “А ну-ка парни”,
  • “Мисс Олимпия”,
  • “Папа, мама, я - спортивная семья”,
  • “Народные забавы”.

IV. - Воспитывающие привычки здорового образа жизни.

  • “Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья”,
  • “Чистота - залог здоровья”,
  • “Спорт, красота, сила”.

Физкультурные досуги и праздники позволяют мне, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им движений, радоваться успехам других.

При проведении досуга и праздника приобщаю всех детей к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом дети ведут себя более непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. Более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет немаловажное значение для развития личности каждого ребенка.

Немаловажным считаю оформление зала, чтобы избежать однообразия превращаю его, то в арену цирка, то в студию телевидения, то в сказочную страну или необитаемый остров. В подготовке досугов участвуют и сами ребята. С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаю тему и содержание досугов, изготовляя подарки зрителям, элементы костюмов, оформление зала.

Большое внимание при проведении досугов уделяю своему костюму. Он помогает в считанные минуты настроить детей, привлечь их внимание, удивить, ошеломить в зависимости от выбранного образа.

Мое лицедейство не оставляет равнодушным ни детей, ни зрителей. Ребятишки готовы идти за приглянувшимся героем хоть на край света и на “отлично” выполнять всё, что он предложит. Любимые персонажи детей Карлсон, Бим-Бом, Малыш, Робинзон Крузо…

Продумываю музыкальное сопровождение, используя записи любимых песен малышей из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку.

Большое значение придаю художественному слову, используемому в сценарии. С воспитателями отбираем нужные по теме стихи, песни, загадки. Часть их разучивают дети, часть – ведущий, а также персонажи, приглашенные на праздник.

При проведении досугов использую новинки, делаю детские развлекательные шоу-программы “Двигайся, играй, радуйся”, “Веселые клоуны и малыши”.

Шоу-программа содержит:

  • музыкальную разминку, основанную на имитационных движениях (фонарики, самолёты, пингвины, лошадки и т.д.);
  • музыкально-ритмические игры: “Поезд”, “Авто-стоп”, “Воробей”, “Буги-буги”, “Звероаэробика”;
  • забавы, шутки, игры-аттракционы, весёлые эстафеты.

Использую детские телевизионные программы:

!. “Ералаш”, в состав которых входят весёлые истории:

  • “Музыкальный капустник”,
  • “Зоопарк”,
  • “Веселый стадион”;

2. “В гостях у сказки”- это сказочные эстафеты и игры:

  • “Барон Мюнхгаузен”,
  • “Кот в сапогах”,
  • “Лягушка-путешественница”,
  • “Незнайка на воздушном шаре” и т.д.;

3. Мультипликационные фильмы, где происходят мультипликационные

эстафеты:

  • “Вини-Пух спешит в гости”,
  • “ Почтальон Печкин из Простоквашино”,
  • “ Кот Леопольд против мышей”,
  • “Компания Уолт Дисней (“Утиные истории”, “Чудеса на виражах).

Такая организация досуга позволяет достигнуть полной раскрепощенности детей, проявления их самостоятельности, фантазии, творчества в выборе движений, в ощущении мышечной радости.

При проведении досуга использую нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: “водопровод” из пластиковых бутылок, полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - яйца из-под kinder-сюрприза.

. При проведении досуга на улице использую природный ландшафт, спортивные снаряды из бросового материала (шины разного размера, пеньки, бревна). Все это вызывает у детей интерес, радость, желание двигаться, участвовать в игре.

Широко использую возможность студентов ЧГИФК, проходящих в нашем детском саду практику. Аэробика, каратэ, цирковые номера придают досугам неповторимость, зрелищность. Они на практике позволяют показать связь спорта с жизнью, способствуют созданию у детей представлений о красоте спорта, формируют привычку здорового образа жизни, позволяет сохранить, поддержать интерес и хорошее настроение у детей.

В случае, когда объединены дети разных возрастов, появляется возможность учить детей в процессе общения, понимать друг - друга, сопереживать при неудачах, заботиться старших о младших, радоваться удачам. Обязательно продумываю активизацию зрителей. Это может быть участие в разминке, общая подвижная игра, танец, выполнение определенных движений, сидя на месте. Для меня важно не снизить эмоциональный подъем досуга до конца действия. Для этого придумываю призы, сладкое угощение, поощряющие активность детей, ведь каждый ребенок так рад небольшому подарку.

Оздоровительные досуги, проводимые в детском саду:

  • “Всех полезней солнце, воздух и вода”,
  • “Чистота – залог здоровья”,
  • “Спорт – это красота и здоровье”,
  • “Наш друг – спорт”.

Присутствие в таких досугах персонажей (доктор Айболит, доктор Пилюлькин, Ох и Ах, тренер Гантелькин, Спортик), которые вместе с детьми через игры, стихи, песни, загадки, сюрпризы формируют у детей понятия, что здоровье зависит от них самих. Чтобы сберечь его, надо правильно питаться, заниматься физкультурой, спортом, закаляться, следить за чистотой, быть аккуратным.

На таких досугах любимые детьми персонажи награждают детей медалями “Здоровья”, а отдельных ребят - сувенирами и грамотами. В результате дети стали меньше болеть, лучше заниматься физкультурой, выглядеть аккуратными.

Награждаются также родители медалями “Здоровья”, которые с детьми ведут здоровый образ жизни.

Поскольку такие досуги стараемся проводить на свежем воздухе, то они, безусловно, очень полезны в оздоровительном отношении, оптимизируют физическое состояние детей, укрепляют и закаливают организм. Когда досуги организуются на природе (сосновый бор, берег залива реки Камы, парк), дети близко соприкасаются с естественным природным материалом, глубоко узнают свой родной край.

Досуги с родителями:

  • “Папа, мама, я – спортивная семья”,
  • “Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы друзья”,
  • “Дружит со спортом вся семья”.

Они пользуются большой популярностью в детском саду, в которых участвуют дети, родители, сотрудники, студенты ЧГИФК. Задача этих праздников: приобщение родителей и детей к массовой физкультуре.

Веселая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

При проведении семейных праздников использую новинку – переделываю популярные развлекательные телепередачи: “Форт Боярд”, “Последний герой”, “Счастливый случай и т.д. Даже создал свою телестудию “Лесная сказка”, через которую показываю спортивные развлечения.

Не первый год в нашем детском саду работает семейный клуб “Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурой мы друзья”, на занятиях которого дети вместе с родителями постигают азбуку здоровья.

Идея клуба проста, но очень привлекательна – проведение совместного досуга детей и родителей. На сорок минут в неделю больше радости, смеха, улыбок, движения и заряд бодрости на несколько дней!

А самые настоящие походы на природу! Это - целое событие, к которому дети готовятся, предвкушая интересные игры, катания с горок и традиционный костер. Без внимания не остается ни один ребёнок: ведь взрослые играют не только со своим чадом, когда целая орава несётся с горки, трудно понять, где твой, на склоне живая куча мала…

Не меньше удовольствия вылазки в выходной день доставляют и взрослым. Где ещё можно, забыв о всех своих заботах, лихо катиться с горки, обвешанным ребятишками, как виноградная гроздь, гонять в футбол на снегу, когда ворота забиты маленькими вратарями так, что мячу просто не протиснуться сквозь них. Свежий воздух и энергия морозного дня, горячий чай, пельмени и самые любимые папа и мама!

И пока я вижу, как горят глаза у детей и их родителей, как они считают дни от одного праздника до другого, не могу и не хочу останавливаться на достигнутом, буду создавать новые программы досугов и праздников, дарящих детям радость и здоровье.