Конспект занятия "Спасем зеленый лес"

Разделы: Экология


Цель: вовлечение учащихся в эколого-просветительскую деятельность.

Задачи:

  • закрепление знаний по изученному разделу “Антропогенное воздействие на растительный мир”;
  • углубление знаний по теме “Сокращение лесов”;
  • формирование умения работы в команде;
  • совершенствование таких интеллектуальных умений, как анализ и обобщение полученного материала, способность излагать собственные мысли;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие творческой активности учащихся.

Количество учащихся: не более 15 человек.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оборудование:

  • видеокассета “Сберечь диких зверей”, телевизор, видеомагнитофон;
  • аудио магнитофон, кассета с записью спокойной, расслабляющей музыки;
  • комнатное растение с жесткими листьями, например, монстера;
  • лист ватмана, краски, фломастеры, карандаши.

Структура занятия:

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Выступления 1–2 подготовленных учащихся на тему “Роль лесов в жизни человека”.

Просмотр фрагмента видеофильма “Спасем диких животных”, в котором рассказывается о проблеме сокращения тропических лесов в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Педагог предлагает учащимся за круглым столом обсудить просмотренный фрагмент и высказать свои точки зрения. Обсуждаются следующие проблемы: как именно человек воздействует на лес напрямую (пожары, вырубка для нужд сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, строительство дорог, экоцид) и опосредованно (кислотные дожди, мелиорация). Затрагивается проблема деградации почв в результате сведения лесов. Приводятся следующие данные о скорости вырубки влажных тропических лесов: 20 га/мин – скорость вырубки лесов сегодня, а до введения обязательной сертификации древесины и проведения лесного аудита в середине 90-х гг., она составляла 32 га/мин. В Южной Америке на сегодняшний день вырублено 37% площади существующих здесь лесов, в Африке –52%, а в Юго-Восточной Азии – 60%.

Важно подвести учащихся к выводам:

  • скорость вырубки лесов намного превышает скорость их естественного восстановления, следовательно, необходимо искусственное их восстановление, соотносимое по скорости с вырубкой. Сейчас скорости восстановления лесов неодинаковы в разных частях мира: в Азии и Африке восстановлению подлежит не более 15% площади вырубленного леса, а страны Европы восстанавливают в 5 раз больше леса, чем вырубают.
  • “лес – это не только деревья”, т.е. экосистема леса достаточно сложна, в ней присутствуют и растительные и животные организмы, тесно связанные между собой. Нарушение этих связей ведет к гибели всего сообщества. Вырубка деревьев – разрушение местообитания животных;
  • экоцид – осужденный мировым сообществом способ ведения войны, приводящий к полной деградации экосистемы и образованию “badland” – “плохих земель”, на которых в течение многих десятилетий не сможет восстановиться естественный растительный покров, а, соответственно, и животный мир;
  • выброс в атмосферу CO2, SO2 и NOx, приводит к образованию кислотных дождей, которые негативно воздействуют на лесные экосистему – они могут вызвать генетические и видовые изменения растений;

Для более глубокого осознания проблемы (элемент глубинной экологии):

На середину стола ставится комнатное растение, всем учащимся предлагается прикоснуться к нему, подержать в руках с закрытыми глазами, в течение минуты. В это время включается спокойная, расслабляющая музыка.

После этого преподаватель просит каждого ученика высказать свои ощущения (оно прохладное, его приятно трогать, у него гладкие листья и т.п.).

Затем задаются вопросы:

  • “А что же чувствует растение?” Каждый высказывает свою точку зрения. Педагог подводит детей к тому, что растению не очень хорошо от наших прикосновений.
  • Что мы можем сделать, чтобы не было плохо этому растению? Ответы учащихся проецируются на более крупный объект – лес.

Предлагается высказать пути решения проблемы по сокращению площади лесов.

Общая линия обсуждения – что конкретно может сделать каждый из учеников, каждый человек?

Преподаватель подводит к мысли, что главное, что мы можем сейчас делать, это личный пример, участие в восстановлении лесов, просвещение населения в данном вопросе.

Итогом всего урока является изготовление плаката на тему “Спасите лес!”