Урок информатики во 2-м классе по теме: "Способы передачи информации"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели и задачи урока: 

– познакомить учащихся с некоторыми способами передачи информации;

– научить использовать мимику и жесты для передачи информации;

– познакомить учащихся с семафорной азбукой как одним из средств передачи информации;

– формировать у школьников умение применять новые знания;

– развивать логическое мышление младших школьников.

Оборудование урока:

– карточки с буквами “А” и “Б” (формат А4);

– семафорная азбука на каждую парту;

– сигнальные флажки 2 штуки на парту;

– листочки в клетку на каждого ученика, половина тетрадного листа с отмеченной цветным фломастером точкой;

– карточки со слогами для шарад “ПЕРЕ”, “ДАЧА”, “КАР”, “ТИНА”, “БУ”, “КВА” (формат А4);

– рисунки – картинки смайликов.

Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий.

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание проверяется у всех учащихся фронтально (на альбомный лист надо было приклеить изображения предметов, предназначенных для передачи информации).

3. Объяснение новой темы

Логическая разминка:

Задание: Найдите сумму А и Б, если известно, что

А – это приставка, обозначающая движение через что-то;

Б – садовый участок для отдыха;

Отгадали, молодцы!

Это слово – ПЕРЕДАЧА.

Тема нашего урока “Способы передачи информации”.

На прошлом занятии мы изучили с вами два способа передачи информации. Какие именно, вам помогут вспомнить вот эти шарады.

Шарада 1: Найдите сумму А и Б, если известно, что

А – это “ворона крикнула во всё воронье горло…”;

Б – она зеленая, и её бывает очень много в болотах;

Правильно, отгадали слово “КАРТИНА”.

Шарада 2: Найдите сумму А и Б, если известно, что

А – все “бубнилки” говорят …;

Б – это лягушкины слова;

Отлично, слово “БУКВА”.

Итак, информацию можно передать с помощью картинок, или по-другому изображений, и букв, по-другому знаков, которые используются для письма. Какие ещё знаки вы знаете?

Ответы детей: цифры, точка, скобки, восклицательный знак, плюс…

Посмотрите, какие картинки придумал программист известной во всем мире компании производителю компьютеров IBM СКОТТ ФАЛМАН из обыкновенных знаков:

: - двоеточия;

() – скобок;

- минуса или тире.

КАРТИНКИ СМАЙЛИКОВ (вывешиваются на доску)

Каждый такой рисунок получил название “СМАЙЛИК”. Изображения смайликов широко используются в информатике. Запишите слово смайлик в свою тетрадочку и занесите в свою память. Какие чувства возникают у вас при рассматривании смайликов?

Ответы детей: чувство радости, огорчения, спокойствия.

Давайте попробуем вместе со смайликами изобразить эти чувства.

Ученики по очереди изображают смайликов.

Хорошо. Так вот, МИМИКА – это и есть изменение выражения лица человека или животного при передаче своих чувств. Запишите слово МИМИКА в тетрадки. Давайте ещё потренируемся, попытаемся изобразить УДИВЛЕНИЕ, ИСПУГ, СЕРДИТОСТЬ.

Ученики изображают эмоции.

Отлично, а теперь нарисуем с помощью знаков соответствующих смайликов:

Дети рисуют в тетрадях, трое желающих на доске.

Вот так с помощью мимики люди тоже могут передавать друг другу информацию о своем настроении.

Теперь подумайте и покажите без слов ответы на следующие мои вопросы:

- Вам понятны мои объяснения, что такое мимика и смайлики?

- Сообщите мне о том, что ваши дела идут отлично.

- Вы получили на предыдущем уроке 5?

Отлично, вы замечательно справились с заданием, и я поняла вас без слов. Значит, информацию можно передавать без слов – только жестами.

Давайте теперь узнаем, с помощью чего в старину, до изобретения радио, на флоте, на морских кораблях передавали информацию.

Для этого выполним диктант по клеточкам.

Ставим карандаш в точку и начинаем:

У всех, кто правильно выполнил задание, получился … флажок.

С помощью таких флажков, окрашенных в специальные цвета, матросы передавали приказы с одного корабля флотилии на другой. Назывались такие флажки СИГНАЛЬНЫМИ. Матрос держал в каждой руке по флажку и, меняя положения рук, передавал сигналы-команды. Для каждой буквы предназначалось особое положение рук, и такая азбука называлась СЕМАФОРНОЙ.

Давайте рассмотрим, как сигнальщик должен был передавать буквы.

Дети рассматривают “Семафорную азбуку”.

4. Тренировочные упражнения.

Сейчас я раздам вам на каждую парту сигнальные флажки, и мы попробуем передавать информацию, изменяя положение рук с флажками соответственно буквам азбуки. Работать будем по вариантам, вставая и выходя из-за парты.

1 вариант: покажет букву “А”. 2 вариант: покажет букву “Р”.

1 вариант: покажет букву “У”. 2 вариант: покажет букву “Т”.

1 вариант: покажет букву “И”. 2 вариант: покажет букву “К”.

Теперь попробуем передать коротенькое слово:

1 вариант: просемафорит слово “КИТ”. 2 вариант: просемафорит “УРА”.

Дети выполняют задания.

5. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового.

Что такое мимика? Кто такие смайлики? Как с помощью мимики можно передать информацию? Что такое семафорная азбука? Для чего она нужна?

Ответы детей.

А теперь я вам просемафорю, как вы сегодня работали на уроке.

Учитель медленно (чтобы дети успевали читать) семафорит ОТЛИЧНО.

6. Домашнее задание.

Вспомнить, описать или зарисовать жесты, используемые в быту для передачи информации.