Целая и дробная части числа

Разделы: Математика


Введение

Участвуя в олимпиадах по математике, я столкнулся с трудностями при использовании таких понятий, как ''целая'' и ''дробная'' части числа. Эти понятия представляют наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане. Так как данной темы нет в программе для общеобразовательных школ, то я поставил перед собой следующие цели:

  1. Познакомиться с понятиями ''целая'' и ''дробная'' части числа.
  2. Уметь применять эти понятия при решении уравнений и неравенств.
  3. Рассмотреть функции вида: y=[x] и y={x} их графики и свойства.

Целая часть числа

Целой частью числа x называется наибольшее целое число n, не превышающее x. Целая часть числа x обозначается символом [x] или (реже) E(x) (от фр. entier "антье" — целый).

Примеры: [2,6] = 2; [- 2,6] = -3.

Свойство целой части числа:

Если x принадлежит интервалу [n; n +1), где n — целое число, то [x]=n, т.е. x находится в интервале [ [x]; [x]+1). Значит [x]  x < [x] + 1.

Решение уравнений, содержащих целую часть числа

Решение системы неравенств:


     

Дробная часть числа

Дробной частью числа называют разность между самим числом x и его целой частью.

Примеры: {2,81} = 0, 81; {-0,2} = 0,8

Свойство дробной части числа:

Дробная часть числа всегда неотрицательна и не превышает 1, т.е.

Решение уравнений, содержащих дробную часть числа


Решение неравенства, содержащего дробную и целую части числа


Продолжение (функция у=[x], ее свойства и график; функция у={x}, ее свойства и график; преобразование графиков в системе координат; графики, содержащие целую и дробную части; графическое решение уравнений, содержащих целую и дробную части числа)

Заключение

В ходе своего исследования я пришёл к выводу, что данный материал можно использовать на факультативах, элективных уроках, при подготовке к олимпиадам и вступительным экзаменам в ВУЗ.

Список литературы

  1. В.А. Кирзимов, Центр образования “Царицыно” № 548, М. 2000 г.
  2. Милованова Л.Н. Функции и их исследование.- М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958 г.
  3. Глаголева Е.Г. Серебринкова Л.Г. Метод координат
  4. Евсюк С.Л.  Математика. Решение задач повышенной сложности. Минск “Мисанта” 2003 г.
  5. Абрамов А. М. Ивлев Б.М. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа “Просвещение” 1990 г.