Предпрофильный курс "Деловой английский"

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: резюме, речевой этикет


Программа элективного курса “Деловой английский” составлена с учетом того, что современная ситуация в нашей стране, ее выход на новый уровень развития в деловом мире, ставит перед людьми новые задачи в плане протокольного характера. Современному человеку следует быть точно информированным о правилах и нормах культуры поведения, чтобы правильно строить отношения со своими партнерами, как за рубежом, так и в России.

Инфраструктура нашего города подразумевает большое количество иностранных фирм или фирм, имеющих иностранных партнеров. Здесь является необходимым не только знание языка, но и определенной лексики. Вместе с тем, нужно учитывать специфику отношений с иностранными партнерами.

Данный курс поможет также разобраться с современными технологиями, широко используемыми в ежедневной жизни, но требующими дополнительного изучения.

Курс “Деловой английский”, составленный в целях предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов, рассчитан на широкую аудиторию (т.е. не предполагает определенную профессиональную направленность).

Целью курса является знакомство с основной терминологией и развитие навыков профессионального речевого и письменного общения. Курс рассчитан на 17 часов и включает в себя следующие задачи:

знакомство учащихся с общими правилами поведения человека на работе, его функциональными обязанностями и правилами поведения во внеслужебных ситуациях (приемы, банкеты, и т.п.)

ведение деловой переписки, составление деловых бумаг, составление резюме

знакомство с тематической лексикой

работа с офисной техникой (копировальные машины, факсы, компьютер, электронная почта)

Оценкой результатов данного курса будут служить выполненные учащимися речевые упражнения, доклады, рефераты по пройденным направлениям.

Учебно-тематический план

Дата № ур. Вид, форма деят-ти учителя и учащ-ся Тема кол-во часов Возможные прод-ты деят-ти учащ-ся
  1 лекция Знакомство с предметом и основными понятиями. 1  
  2 практ. семинар Составление резюме 1 практ. работа
  3 лекция Манеры поведения в офисе 1 монолог, диалог
  4 семинар Разговор по телефону 1 диалог
  5, 6 семинар Ведение деловой корреспонденции (письма, деловые бумаги) 2 письмо
  7 практикум Навыки работы на компьютере 1 практ. работа
  8 практикум Работа с электронной почтой 1 практ. работа
  9 практикум Работа с офисной техникой 1 практ. работа
  10, 11 семинар Проведение презентаций и переговоров 2 практ. работа
  12, 13 беседа Речевой этикет (приветствие, прощание, назначение встреч) 2 диалог
  14 практикум Отработка навыков перевода тематической лексики 1 письмо
  15 обобщающий семинар Обобщающее повторение 1 практ. работа
 

16, 17

практикум Контроль полученных навыков

2

реферат, практ.раб.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Знакомство с предметом и основными понятиями (1ч.).

Занятие происходит в форме лекции. Учащиеся знакомятся с содержанием курса и основными понятиями, а также лексикой, которую необходимо знать для работы в офисе.

2. Составление резюме (1ч.).

Практический семинар по грамотному составлению резюме. Основные правила составления резюме, современные тенденции. Домашним заданием будет составление своего резюме (или родителей).

3. Манеры поведения в офисе (1ч.).

Занятие носит лекционный характер. Учащиеся познакомятся с основными правилами поведения в офисе и во внеслужебных ситуациях (банкеты, приемы). В ходе занятие будет предложено несколько ситуационных диалогов, которые надо будет воспроизвести и запомнить.

4. Разговор по телефону (1ч.)

Основной вид деятельности во время семинара – диалогическая речь. В начале урока учащиеся знакомятся с основными правилами разговора по телефону, затем им будет представлено несколько диалогов. Одной из задач урока является также фонетическая отработка (темп речи, интонация).

5. Ведение деловой корреспонденции (2ч.).

Семинар носит практический характер и рассчитан на 2 часа. Деловое письмо является важной составляющей курса, поскольку отражает стиль и грамотность его автора. Учащимся будет предложено несколько стилей делового письма и правила его написания (расположение, приветственный адрес, прощание и проч.)

6. Навыки работы на компьютере (1ч.)

Поскольку учащиеся уже знакомы с основными навыками работы на компьютере (компьютерные технологии входят в учебный план школы), им будет предложено набрать деловое письмо по указанной теме, создать несколько файлов и папок и сохранить их на любой электронный носитель (диск, дискета).

7. Работа с электронной почтой (1ч.).

Урок носит практический характер и включает знакомство с основными программами, обслуживающими электронную почту. Ученикам будет предложено зарегистрировать собственный адрес самостоятельно и отправить письмо по электронной почте.

8. Работа с офисной техникой (1ч).

Урок носит практический характер. В ходе урока учащиеся распечатают документы, сделают несколько копий и отправят факс.

9. Проведение презентаций и переговоров (2ч.)

Семинар рассчитан на 2 часа. Проведение презентации с помощью компьютерной техники в программе Power Point. Учащимся будет подробно показана презентация (от планирования до выхода на экран), затем будет предложено провести самостоятельную мини-презентацию по выбранной теме.

10. Речевой этикет (2ч.).

Занятие проходит в форме практикума-беседы. Учащиеся будут развивать диалогическую речь, будет предложено несколько ситуаций, в ходе которых нужно будет адекватно реагировать, использую предложенную лексику.

11. Отработка навыков перевода тематической лексики (1ч.).

На этом уроке будут отрабатываться навыки письма. Будут предложены уже знакомы клише на русском языке, которые нужно будет перевести на английский.

12. Обобщающее повторение (1ч.).

Повторение пройденного материала, подготовка к собственным презентациям.

13. Контроль полученных навыков (2ч).

В ходе этого урока, рассчитанного на 2 часа, учащиеся представят собственные работы (рефераты, письма, презентации). Урок носит зачетный характер.

План урока по курсу “Деловой английский”

Урок 5–6. “Ведение деловой корреспонденции” (написание делового письма)

Цель урока: научить учащихся грамотному составлению делового письма, с учетом стилей и шаблонов, поскольку деловое письмо является, своего рода, “лицом” автора и компании.

Задачи урока:

1) ознакомиться с разными стилями письма;

2) ознакомиться с видами письма;

3) научиться составлять “шапки” писем;

4) научиться правильно располагать текст.

Оснащение урока: шаблоны “шапок” и деловых писем, аудиокассета “Situational Dialogues”, магнитофон

Ход урока

I. Речевая зарядка. Речевой зарядкой являются выученные на предыдущем уроке мини-диалоги “Разговор по телефону”. Рассказываются быстро, по цепочке. Три “круга” реплик занимают около 5 минут.

II. Основной этап.

Знакомство с основными стилями письма (“блочным” и “ступенчатым” - Block Style and Modified Block Style). Поскольку “блочный” стиль является более распространенным и простым, то составлять письмо мы будем именно с помощью этого стиля.

Знакомство с видами письма:

1) Bread-and-butter letters (Thank you letters)

2) Reference Letters

3) Letters of Recommendation

4) Letters of Invitation

5) Letters of Acceptance and Regret

Обучение правильному составлению “шапки” письма (на примере русского и английского вариантов). Показать шаблоны двух писем, обратить внимание на расположение названия фирмы и контактной информации, данные адресата.

Обучение правильному расположению текста в “теле” письма:

  • salutation
  • opening
  • message
  • closing
  • writer’s name
  • writer’s signature (unless sent by email)
  • writer’s title

Научить основным шаблонным фразам, принятым в английском письме (приветствие, вводная фраза, заключительные фразы, прощание).

Salutation. Dear Sir/ Dear Mr Smith/ Dear Colleague/ Dear John.

Opening. Thank you for your letter/ It was pleasure to/ It was a pity that/ I’m sorry that.

Message. I though you might be interested in/ I was wondering if you could help/ I’m afraid I have a small problem/ I’d like to inform you about.

Closing. I look forward to/ Please give my regards to/ With best wishes/ Please pass on my best wishes to.

Ознакомить с шаблонными фразами для определенных ситуаций (просьба, напоминание, сообщение плохих/хороших новостей, жалоба, предупреждение). I was wondering if you could help, I’m afraid I have some bad news, I’m happy to inform you we have some wonderful news for you, I’m afraid I have a small problem, I’d like to make a complaint about).

III. Практическая часть. Самостоятельно составить схему делового письма.

IV. Заключительный этап. Подвести итоги с помощью блиц-опроса. Показывая разные письма, попросить учащихся объяснить расположение письма.

Домашним заданием будет написать письмо, учитывая специфику его составления.