Урок математики для 5-го класса по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • введение правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  • формирование практических навыков;
  • развитие абстрактного мышления, познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

  • карточки с закрашенными частями фигур, карточки с дробями, комплект карточек на выполнение сложения и вычитания дробей;
  • таблицы по теме “Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”;
  • яблоко.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Вопрос. Какая часть фигуры закрашена?

Ученикам показываются карточки с заштрихованными частями квадрата, прямоугольника, круга.

Вопрос. Чему равен знаменатель данной дроби? Что показывает знаменатель? Чему равен числитель данной дроби? Что показывает числитель?

III. Проверка усвоения изученного материала.

Вопрос. Покажите дробь, соответствующую данному неравенству.

(Учитель показывает карточку ).

Ученики, среди имеющихся у них дробей , выбирают карточку с верным вариантом ответа и формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

Вопрос. Что можно сказать про числители и знаменатели этих дробей? Как называются дроби такого вида?

Вопрос. Среди ваших карточек есть еще одна, которая удовлетворяет данному неравенству. Какая? Почему? (Дробь – правильная, она всегда меньше 1)

Вопрос. Какие дроби называются неправильными? Покажите дробь, соответствующую данному неравенству.

(Учитель показывает карточку ).

Вопрос. Среди ваших карточек есть еще одна, которая удовлетворяет данному неравенству. Какая? Почему? (Дробь – неправильная, она всегда больше 1)

Вопрос. Можем ли мы сравнить дроби ?

Вопрос. Как вы думаете, почему дроби можно сравнить, и нельзя? (У дробей – знаменатели одинаковые, а у дробей – разные).

Учитель. В 6-м классе вы узнаете, как сравнивать дроби с разными знаменателями. Сегодня вы научитесь складывать, вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

IV. Изучение нового материала.

С помощью яблока, разделенного на части вводится правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Учащиеся делают выводы и с помощью учителя формулируют правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

V. Закрепление.

Решение задачи № 980. Комментирование с места.

VI. Проверка уровня усвоенного материала.

Самостоятельная работа. Ученикам раздается комплект, состоящий из карточки с примерами (3 – на сложение, 3 – на вычитание дробей) и 6 карточек с дробями. Школьники выполняют действия, находят карточку и размещают ее на соответствующем примере.

Если все задания выполнены верно, получится картинка – ученик, читающий книгу.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

П. 26 (контрольные вопросы), 1013, 1019, 1015(а – г).

Примечание: учебник, используемый на этом уроке: Виленкин Н.Я. Математика/ 5 класс.– М.: Мнемозина, 1997.– 384 с.