Конспект урока обществознания по теме "Человек в мире экономических отношений: малый бизнес"

Разделы: История и обществознание


Форма урока: занятие-демарш, рассчитан на 60 минут. Занятие-демарш требует от педагога умения ориентироваться в ситуации на занятии, не бояться противоречий, использовать любую возможность “поставить все на голову” или “самому сесть в лужу” – то есть противоречить самому себе. Самое главное – быть свободным и позволить детям высказываться и противоречить.

Средства обучения: схемы, планшеты, ручки и фломастеры, раздаточный материал, фишки-“деньги”.

Оформление аудитории:

  1. доска разделена на два блока – можно разделить видимой чертой, можно использовать условные обозначения в виде нарисованного сердца, с одной стороны, и мешка с деньгами, с другой;
  2. вырезанные из бумаги силуэты сердца и мешка с деньгами с надписями на оборотной стороне, а именно: на сердце – “Ах, если бы наметить точный план, включить организованность, уменье! Меня б вы не узнали – я бы стал Гигантом бизнесведенья!”; на мешке с деньгами – “Но нельзя забывать при этом, что цель денег – не праздность, а умножение средств для полезного служения. Г. Форд”. Данные силуэты вручаются в конце занятия: мешок – тому, кто набрал больше всего “денег”, сердце – остальным;
  3. эпиграф на доске: “Иметь деньги абсолютно необходимо. Г. Форд”;
  4. шифрогамма (может быть вывешена где угодно, я люблю развешивать буквы по всему классу, чтобы учащиеся нашли все и составили слово сами) в виде квадрата с буквами по периметру. В центре квадрата можно нарисовать человека с сердцем и с буквой “А” в середине. Все вместе буквы должны составить слово “Экономика”. Она может быть вывешена где угодно, например, я люблю развешивать буквы по всему классу, чтобы учащиеся нашли все и составили слово сами.

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя. Учитель обращает внимание на то, что прошлый урок прошел в виде моделирования экономических отношений в выдуманном островном государстве (изучались основы рыночных отношений). Но вымысел – это всего лишь вымысел, а нам приходится жить в реальной России в сложное время, когда меняется положение человека во всех сферах общественной жизни и возрастает личная ответственность каждого за свою судьбу, за материальное благополучие. В этих условиях многие находят выход в создании частных предприятий.

2. Вызов (демарш)

Для демарша используются карточки со следующей информацией:

  • “Ежегодно в мире возникает 7 млн. малых предприятий”
  • “60% услуг, 50% продукции и идей обеспечивается малым бизнесом”
  • “54% всех малых предприятий прогорают в первые 5 лет”

Форма представления вызова зависит от учителя: можно использовать театрализованное представление, можно использовать видеозапись интервью с бизнесменом, налоговым инспектором и покупателями, можно просто достать из “кармана для урока”.

3. Этап ассоциаций

Учащимся предлагается записать ассоциации, возникшие у них на словосочетание “малый бизнес”. Для этого на столах заранее раскладываются небольшие листочки, фломастеры, ручки, карандаши. Дается определенное время, не более 3-4 минут. В процессе написания обсуждение не допускается. После написания учащиеся читают свои ассоциации (по желанию) и происходит выделение “доминанты”. Педагог может использовать разные варианты работы с ассоциациями. Мы чаще всего делаем так: записываем большую часть ассоциаций на доске, отмечая знаками те, которые встречаются у многих, среди этих слов и определяем доминанту простым устным обсуждением. При записи ассоциаций на доске можно спорить и обсуждать хоть до хрипоты. Доминанту обязательно записываем на доске. После этого определяется “доминанта-демарш”, ассоциация, которая встречалась меньше всего. Ее педагог тоже может записать на доске или на подготовленном планшете.

4. Демарш в действии

Создание “фирм” – малых предприятий. Всем учащимся дается задание: подумать и определить вид деятельности, в котором они могли бы заняться частным бизнесом. (Данное задание можно дать на предыдущем уроке в качестве опережающего). На подготовленных планшетах учащиеся должны написать название своей фирмы, предлагаемый вид услуг и указать стоимость своих услуг или продукции в вымышленных денежных единицах. “Деньги” может придумать сам учитель, можно использовать “денежные единицы”, которые были выдуманы на прошлом уроке – в нашем варианте это “пиастры”, т.к. на прошлом уроке мы выдумали остров, который учащиеся почему-то назвали остров Пиратов. Например:

  • Два ученика, которые неплохо рисовали, создали фирму “Имидж”, которая предлагает рекламные услуги – видеоролик (20 “пиастров”, рекламный щит простой (8 пиастров), рекламный щит с подсветкой (10 пиастров) и т.д.).
  • Ученица, увлекающаяся правом и мечтающая стать юристом создала ЧП “Закон и порядок”, которая предложила услуги юристконсульта, стоимость услуг зависела от времени, потраченного на обслуживание – 1 час = 20 “пиастрам”.

5. Обход “фирм”

Каждый участник занятия получает некое количество “денежных единиц”, например, 30 “пиастров”, которые он может потратить на приобретение услуг по своему усмотрению или не потратить, если предложенное его не устраивает или не нужно. Далее происходит подсчет “количества денег”, полученных каждой “фирмой”. “Фирма” получившая большее количество получает силуэт мешка с деньгами. Организуется обсуждение высказывания-“демарша” на обратной стороне силуэта. Поспорьте, почему одни услуги получили больше, чем другие, что востребовано сейчас среди молодежи и т.п.

6. Анализ “Что я делал, чтобы создать фирму?”

Данный анализ может осуществляться учащимися как в группах, так и индивидуально. Учитель может предложить создать схему организации своего дела или выдать готовую, в зависимости от степени подготовленности или активности группы.

Схема (вариант):

  • желание стать предпринимателем, развитие в себе предпринимательских способностей;
  • выбор подходящего дела, которое будет отвечать вашим способностям и ожиданиям. Неверное основание для организации своего дела: стремление быстро и легко обогатиться;
  • предварительная оценка перспектив развития своего бизнеса (изучение конкретной области производства и услуг, изучение рыночного потенциала, определение физических средств и стартовых расходов, детальный финансовый обзор о потенциальной прибыли, выводы о возможностях осуществления своего дела);
  • составление бизнес-плана – письменного документа, который определит цели, задачи и средства достижения;
  • юридическое оформление: лицензирование, форма владения, страхование, налогообложение;
  • привлечение клиентов посредством рекламы: простая, правдивая, информативная, с центральной идеей;
  • осуществление намеченного.

7. Осуществление намеченного

После анализа и сравнения со схемой предлагается ответить на вопрос: “Какие качества требуются для осуществления намеченного плана?”. Учащиеся работают с шифрограммой, которая требует назвать качества на все буквы, входящие в слово “ЭКОНОМИКА”. Варианты могут быть различные у всех учащихся. Например: Э – энтузиазм, К – компетентность, О – организованность, Н – настойчивость, О – общительность, М – мобильность, И – изобретательность, К – конструктивность, А – авантюризм. Участнику, чья расшифровка при обсуждении понравилась больше всего вручается силуэт сердца. Как и в случае с мешком организуется обсуждение высказывания-демарша.

8. Если у Вас осталось время!

Предлагаем написать мини-сочинение на тему “Малый бизнес – это…”. В плане организационном – это возврат к началу занятия, к доминанте или доминанте-демаршу. Будет очень хорошо, если кто-нибудь из участников занятия прочитает свое рассуждение. Кстати, педагог должен являться активным участником выполнения всех заданий, в идеале – быть на втором плане.

9. Советы в дорогу

Советы можно раздать на листочках, советы можно проговорить самому, но лучше всего, если они прозвучат в записи от какого-нибудь уважаемого Лица – директора, главы администрации, предпринимателя и т.д.

  • Когда вам лучше всего начать? – Прямо сейчас. Скажите себе: “Вот это я могу”.
  • Как вам лучше начать? – Надо действовать с энтузиазмом.
  • Что надо делать? – “Бизнес – это ничто иное, как работа”. Генри Форд.
  • Не бойся будущего! Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают повод начать снова и более умно.

10. Демарш для педагогов, читающих данный конспект

СДЕЛАЙТЕ ВСЕ НАОБОРОТ!