Художественная обработка изделия из древесины. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цели:

  • научить составлять технологическую карту и по ней изготовлять изделие. Закрепить технику владения резцом.
  • развить пространственное мышление при составлении модуля.
  • воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.

Оборудование: образец резьбы, технологическая карта, циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.

Технические средства: видео.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Теоретическая часть.

– Что вы знаете о художественной обработке изделий из древесины?

Беседа о знании по данному вопросу. Фрагмент видеофильма “Ремёсла России”.

– Резьба - это один из видов художественной обработки древесины. Техника выполнения резьбы требует от исполнителя большого внимания, пространственного мышления, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса. Существует много видов резьбы по дереву. Их можно разделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная, плоскорельефная, рельефная, прорезная или ажурная, скульптурная или объемная, домовая (корабельная). При работе со своим модулем (деталью) предлагаю применить сквозную геометрическую резьбу, которая относится к прорезной.

III. Ситуация успеха.

Учащимся предлагается вспомнить что происходит с древесиной при выполнении любой резьбы резцом.

Ученик. При выполнении любой резьбы древесина срезается резцом, а не откалывается.

Учитель. Какие есть правила техники безопасности при выполнении работы резцом?

Ученик. Не касаться руками кромки лезвия резца. При работе резец водить медленно и уверенно, придерживая его свободной рукой. Работу выполнять хорошо заточенным инструментом.

Учитель. Чем необходимо пользоваться при выполнении работы и зачем?

Ученик. Для правильного и последовательного изготовления деталей и изделий с применением нужного инструмента в каждом технологическом переходе необходимо пользоваться технологической картой.

Учитель. Почему образец на технологической карте является геометрической резьбой?

Ученик. Потому что в основе данного образца лежит геометрическая фигура – окружность.

IV. Проблемная ситуация.

Учитель. Нам предстоит узнать какой формы и каких размеров следует выполнить модель. Для решения возникшей задачи, выполнения модуля, первый этап мы определили. Что необходимо знать ещё для выполнения модуля?

Ученик. Надо мысленно создать изделие, выделить модуль и изобразить его на бумаге в виде эскиза.

Учитель. Каких размеров могут быть выполнены детали?

Ученик. Размерность модулям подсказывает различное сечение заготовки, а количество элементов и модулей будет зависеть от выбора изделий.

V. Открытие новых знаний.

Учитель. Необходимо составить технологическую карту своего модуля, соблюдая размерность по образцу.

Ученики выполняют эскизы своих модулей и составляют технологическую карту по изготовлению детали, проставляя размеры и проявляя своё творчество. Учитель проверяет выполнение технологической карты и размеры деталей.

VI. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

VII. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

VIII. Итог урока.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.
Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.