Работа над связной речью

Разделы: Начальная школа


Работа над связной речью.

Учащиеся с не резко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Нес формированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.

Далее мы учим детей творческому пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.

Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

Пример задания для последовательного пересказа:

Прослушайте рассказ, ответьте на вопрос, перескажите содержание рассказа как запомнили:

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Вопросы:

  1. Что нашел муравей?
  2. Чего не мог сделать муравей один?
  3. Кого позвал на помощь муравей?
  4. Что сделали муравьи?
  5. Всегда ли вы помогаете друг другу?

Пример задания для пересказа-описания:

Составить рассказ “Осень” по плану, после того как была изучена тема: “Осень”. Используя предыдущие рассказы.

План:

  1. Осенняя погода.
  2. Осень в городе.
  3. Осень в лесу.
  4. Животные и птицы в осеннем лесу.

Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам.