Урок в 9-м классе на тему: "Гражданская война и интервенция в Советской России"(с использованием информационных технологий)

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

1) раскрыть причины гражданской войны и интервенции;

2) охарактеризовать два враждебных лагеря: ''красные'' и ''белые'';

3) показать ожесточенный характер гражданской войны, как одну из её особенностей;

4) развивать умения и навыки получения информации по изучаемой теме через компьютерные технологии: компьютерный учебник, медиа –материалы;

5) совершенствовать навыки работы с компьютерными дисками по истории;

6) развивать умения работы с исторической картой, глоссарием;

7) совершенствовать умения анализировать исторические факты, давать им личностную оценку и выстраивать гипотезу по проблемным вопросам;

8) воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.

Оборудование урока:

  • рабочая тетрадь;
  • учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина ''История государства и
  • народов России 9''; М., ''Дрофа'' 2001;
  • настенная историческая карта ''Гражданская война и интервенция в Советской России'';
  • компьютерные диски ''История России ХХ век'' 1-2 части;
  • компьютеры;
  • иллюстративный материал ''Краски войны'';
  • дискетные задания и тесты.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ------------------------- 1 мин.

I I. Объявление темы и цели урока -------------------------- 2 мин.

I I I.Воспроизведение и преобразования учебного материала через информационные технологии------------------------ 48 мин.

I V. Сохраняющие технологии --------------------------------------2 мин.

V. Систематизация и обобщение полученных знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях ------ 25 мин.

V I. Домашнее задание ----------------------------------------------- 2 мин.

Заранее, до начала урока ''загружаются'' диски ''История России ХХ век'' на все компьютеры и осуществляются другие операции, связанные с информационными технологиями.

Урок начинается с мелодии песни ''Прощанье'' (на главной машине, до начала урока уста-

навливается с диска 1, через фоно–звуковые документы), звучат два куплета, в которых являются основными слова: ''Уходили комсомольцы на гражданскую войну''.

Учитель: сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение темы ''Гражданская война и интервенция в Советской России''.

Учащиеся записывают тему в рабочие тетради (за компьютерными столами должно находиться, желательно, не более двух учащихся).

Учитель: Наша главная задача на уроке узнать о причинах интервенции и гражданской войны в Советской России, получить информацию по данной теме через информационные технологии.

Существует несколько точек зрения о времени начала Гражданской войны.

Вопрос к классу: Какая вам известна дата, может даты, начала Гражданской войны в России? (Учащиеся могут назвать одну из дат, исходя из прочитанной художественной литературы, просмотренных художественных фильмов и других источников).

И так, одни историки считают, что эта война началась в октябре 1917 года, когда произошел большевистский государственный переворот. Другие – относят начало её даже к февральской революции, когда была свергнута монархия и образовалось двоевластие в стране.

Большинство же историков склонны считать началом Гражданской войны в России – весну 1918 года, когда образовались центры борьбы с Советской властью и началась иностранная интервенция против Советской России. Поэтому первым вопросом мы и рассмотрим иностранную интервенцию против Советской России.

Работу на компьютере можно начать с вводного раздела ''Россия в 1917–1927 гг''., конкретно, с параграфов XVI-XVII ''Гражданская война: ''белые'' (нажав мышкой на данный вопрос, входим в вопрос темы – интервенция).

Предупреждаем учащихся, что изучать данный вопрос будем в двух вариантах: прослушивание дикторского текста и работа с текстом лекции – гипертекстом. Данный вопрос войдет в тестовое задание.

Учитель, к классу: Постарайтесь вспомнить, что такое интервенция?

После ответов учащихся начинаем работу с компьютером, нажав на вопрос интервенция.

Учащиеся слушают голос диктора. В начале дикторской лекции на экране монитора появляется ''бегущая строка''., интервенция, оккупация. Поэтому при её появлении делаем паузу, нажав левой кнопкой мышки на экран монитора, голос диктора прерывается, и входим через нижнюю панель в сноску термины. Учащиеся работают с понятиями (словарная работа).

Понятия: интервенция и оккупация отмечают в рабочие тетради. Через выход возвращаемся на прежнюю позицию, нажав ПРОДОЛЖИТЬ и начинаем выполнять КОНТРОЛЬ (напоминаем учащимся, что при неправильном ответе, дикторский текст дальше не будет сопровождаться и происходит возврат к началу лекции), поэтому учащиеся должны внимательно прочитать задание и внести в три рамочки ответы, которые там же и помещены. В каждой рамочке (прямоугольной формы) с правой стороны помещен знак – треугольник, нажав на него, в рамочке появляются варианты ответов – выбрать правильный.

Правильные ответы:

  • гражданская война;
  • интервенция;
  • оккупация;

Перед тем как учащиеся будут нажимать ОТВЕТ ГОТОВ, необходимо спросить 1-2 человек, какие они дали ответы и потом выбрать правильный вариант ответов и нажать

ОТВЕТ ГОТОВ.

Сразу же входим во второй КОНТРОЛЬ, где необходимо также выбрать из трех вариантов ответов –один верный (понятие). В данном случае выбираем – интервенция (б).

И как в первом КОНТРОЛЕ, перед нажатием ОТВЕТ ГОТОВ, спрашиваем одного из учащихся о варианте выбора правильного ответа, затем нажимаем позицию ответ готов.

Далее прослушиваем дикторский текст, появляется карта и слушаем текст до остановки дикторского текста. Начинаем работу с компьютерной исторической картой.

Учащимся ставим задание: внимательно рассмотреть компьютерную карту и затем показать на настенной карте территории, которые были оккупированы австро-германскими войсками к весне 1918 года (напоминаем, чтобы убрать с карты ЛЕГЕНДА, необходимо левой кнопкой мышки нажать на нижнюю панель карты (''шлагбаум''). Учащиеся должны назвать Украину, Крым, Белоруссию, Орловская, Курская, Воронежская губернии, район Дона.

Учащиеся слушают дальше дикторский текст и при появлении ''бегущей строки'' делают паузу, нажав на экран монитора левой кнопкой мышки. Начинаем работу с документом (из воспоминаний премьер –министра Великобритании Ллойд Джорджа). После прочтения документа ставим вопрос: Как объясняет премьер –министр Великобритании интервенцию против Советской России?

После нажатия выход, нажав ПРОДОЛЖИТЬ, входим в КОНТРОЛЬ. Учащиеся должны выбрать правильный ответ из трех вариантов предложенных. Учитель спрашивает одного из учащихся о выборе варианта ответа (правильным является А), а затем учащиеся сверяют со своим выбором и нажимают ОТВЕТ ГОТОВ и слушает дальше дикторский текст.

На словах '' в апреле 1918 года японцы высадились во Владивостоке'', делаем паузу и на этом заканчивается первый вариант работы с компьютерным учебником по вопросу ''Интервенция''.

Учитель: Инициатором интервенции против Советской России выступал один из видных и влиятельных мировых политиков Уинстон Черчилль, много лет занимавший пост премьер –министра Великобритании. Если бы его планы осуществились, очень трудно предсказать, что было бы с Россией и была бы она как государственность?

(Сообщение учащегося о планах Черчилля, заранее учащийся в виде опережающего задания подготавливает данную информацию).

Были и другие планы по отношению к Советской России. Например, план американского дипломата Буллита.

В чем была суть плана Буллита? (Также, заранее, один из учащихся подготавливает сообщение о планах Буллита. (Можно использовать учебник для 11 класса под редакцией

Н. В. Загладина ''История России и мира в ХХ веке''; стр. 110). После этого можно организовать фрагмент дискуссии по этим двум планам.

Учитель: Мы прослушали дикторский текст вопроса ''Интервенция против Советской России''. Теперь этот же вопрос закрепим через гипертекст лекции.

Выходим из программы и на ''рабочем столе'' открываем ЗАДАНИЕ 1 (ранее созданная папка), где указаны проблемные вопросы по теме и образец таблицы для заполнения. Учащиеся переносят образец таблицы в свои рабочие тетради и заполняют графы таблицы.

Один из учащихся зачитывает свои заполнения. Учитель доводит до сведения, что будут собраны выборочно тетради учащихся для проверки по заполнению таблицы.

Продолжается работа в разделе ЗАДАНИЕ 1, где помещены проблемные вопросы. Учащимся предлагается рассмотреть вопросы: Предположите, выгодно ли было Антанте отсутствие   единства в среде контрреволюции? (Учитывая сообщение о планах Черчилля и план Буллита), (страны Антанты стремились расчленить Россию на ряд территорий, а единство сил им было не выгодно, так как они были уверены в скором свержении власти большевиков).

Если бы победили интервенты. Какой был бы путь развития России?

Учитель: подведем итоги по изучению вопроса ''Интервенция'', с учетом полученной информации на уроке.

  • объясните понятие интервенция и дату интервенции;
  • какие страны приняли наиболее активное участие в интервенции?
  • какая страна начала первой интервенцию против Советской России?
  • как оправдывали главы стран Антанты интервенцию против России? Кто её был инициатором?
  • какие интервенты оставались дольше всех по времени на территории Советской России?
  • каковы причины интервенции против Советской России?
  • почему большевикам удалось разбить силы интервентов?

Учитель подводит итоги ответов учащихся и особо выделяет вопрос о причинах интервенции в Советской России, указывая на те, которые не назвали учащиеся: намерение сил интервентов раздробить Россию, ослабить её в экономическом и военном отношении, желание избежать финансовых потерь от национализации имущества иностранных фирм.

Учитель: Итак, с приходом к власти большевиков в России началась гражданская война.

Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В Гражданской войне по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну. Народ ранее неделимой и единой России был расколот на два враждебных лагеря ''красных'' и ''белых''.

Почему же так случилось в России? Как вы считаете? Но прежде объясните понятие

Гражданская война(учащиеся выделяют причины гражданской войны, объясняя сам термин). Далее учитель подводит итоги по вопросу о причинах гражданской войны в Советской России (желательно, чтобы учащиеся их записали в рабочие тетради):

  • национализация большевиками промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений,
  • национализация всей земли, конфискация помещичьих земель, стремление создать однопартийную систему, разгон Учредительного собрания, подписание договора с Германией в марте
  • 1918 года, антирелигиозная политика и насильственные преобразования большевиков.

Рассмотрим два враждебных лагеря, т. е. ''красных'' и ''белых''.

Войти в папку ''Краски войны'' (заранее созданный иллюстрированный раздел под названием ''Краски войны'', находящийся в папке ЗАДАНИЕ 1, ''рабочий стол''). Учащиеся работают с иллюстративным материалом, рассматривая военную атрибутику периода Гражданской войны в Советской России.

Охарактеризуем, параллельно эти два враждебных лагеря, которые были образованы в России после прихода к власти большевиков.

  • как вы считаете, почему называли так этот лагерь - ''красные''?
  • почему второй лагерь получил название - ''белые''?

Предлагается учащимся найти самостоятельно ответ (в первом диске, весь урок построен на основании работы с дисками 1–2 ; самостоятельная работа с компьютерным учебником, с гипертекстом). Указываем, что ответ можно найти в первом диске, через АЛЬБОМ – ''Первые вспышки'', текст лекции. После ответа учащихся ставим вопрос к классу: Кто был основателем белого движения? (Учащиеся должны оставаться в той же программе – тексте лекции ''Первые вспышки'', сделав записи в рабочие тетради). Затем, после ответа, начинаем работу с персоналиями. Нажав выход (верхняя панель монитора) выходим на заглавную картинку, где выбираем ПЕРСОНАЛИИ (в верхнем левом углу монитора) и находим в рамке нажав на треугольник, необходимую личность – Алексеев Михаил Васильевич (учащиеся знакомятся с биографическими данными основателя белого движения). При прочтении биографии Алексеева М. В. можно спросить учащихся, что обозначает понятие инфантерия. Ответ на вопрос они легко найдут нажав левой кнопкой мышки на данное слово и найдут его смысл в разделе понятия.

Учитель: Назовите еще известных деятелей белого движения (Деникин, Колчак, Юденич, Врангель). Учащиеся знакомятся с биографическими данными А.И. Деникина и А. В.Колчака (в разделе ПЕРСОНАЛИИ),указываем, что с остальными лидерами белого лагеря познакомимся на следующем уроке.

Учитель: Кого вы можете назвать из лидеров красного движения? (Учащиеся остаются в программе ПЕРСОНАЛИИ) и знакомятся с биографическими данными В. Ленина и Д. Троцкого. С остальными известными лидерами, военными руководителями мы также ознакомимся на следующем уроке.

Учитель: В каждый враждующий лагерь входили те, или иные социальные группы.

Назовите социальный состав ''красных'' и ''белых''. Основу ''красных'' составлял рабочий класс и беднейшее крестьянство – ''белых'': кулачество, помещики, офицеры царской армии. Хотя и здесь была часть рабочих, интеллигенции, крестьянства.

Учитель: Знаете, даже пели песни похожие по смыслу и по мелодии.

Через главную программу (выбираем ЗВУКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ), затем ПЕСНИ, - тема Гражданская война, - ''Смело мы в бой пойдем''. Вот такие песни пели наши деды, которые могли быть или у ''белых'', или у ''красных''. Сохранились в основном песни ''красных'', победивших в войне. Но по смыслу, если брать припев, у красных ''Смело мы в бой пойдем за власть Советов и как один умрем в борьбе за это'', была похожа мелодия и слова у ''белых'': ''Смело мы в бой пойдем за Русь святую и как один прольём кровь молодую''. Как видим и ''красные'' и ''белые'' воевали за Россию, были готовы пролить кровь, одни за новую Советскую, другие – святую Русь, старые порядки.

Учитель: Конечно оба лагеря воевали и за идею. Какие могли быть идеи у ''красных'' и ''белых''?

К сожалению оба лагеря в своей борьбе за идеи проявили лютую ненависть, жестокость и террор. Существуют различные мнения о числе погибших в годы Гражданской войны в Советской России: по одним данным до 12 млн., по другим около 10 млн. человек –это больше в 5 раз, чем в годы Первой мировой войны. Ненависть между ''красными'' и ''белыми'' переросла в ''красный'' и ''белый'' террор. Массовый террор в гражданскую войну начали первыми ''белые''. Учащиеся слушают сообщение о примерах ''белого'' террора в годы гражданской войны (заранее, подготовленные).

Учитель: Не менее жестоким был террор и ''красный''. Сейчас мы познакомимся с документами, фотографиями, киноархивами по этому вопросу. Затем учащиеся начинают работать со вторым диском учебника. Выбираем параграф 18 – вопрос ''Красный террор''. Идет прослушивание дикторского голоса. После появления ''бегущей строки'' делаем паузу и работаем над понятием террор, нажав документ – термины. Следующая ''бегущая строка'' – работаем с персоналиями (Урицкий). После работы с персоналиями учащимся предлагается контроль, где они должны дать верный ответ из трех предложенных вариантов - (Ф. Каплан) и нажав ОТВЕТ ГОТОВ, далее прослушать лекцию. И в этом вопросе учащиеся работают с ''бегущей строкой'' – документом ''Из приказа Л. Троцкого от 18 августа 1918 года''. Учитель просит учащихся обратить внимание на ДОКУМЕНТ 8, где основное наказание для провинившихся –смерть (документ можно перелистывать – левой кнопкой мышки наведя на правую и левую страницы).

Учитель: Зловещая страница в истории большевизма – расстрел царской семьи.

Напомню, что например, в Англии и во Франции в годы революции были казнены монархи-короли, cоответственно Карл I и Людовик ХVI, но семьи их не казнили. Совсем по-иному поступили в России. Учащиеся выбирают вопрос ''Ликвидация дома Романовых'' и прослушивают лекцию. Делаем паузу на ''бегущей строке'' – воспоминания Юровского. Далее через ПРОДОЛЖИТЬ рассматриваем без комментариев фотодокументы.

Учитель: Николай II имел возможность спастись и спасти свою семью. Английская разведка разработала специальную операцию по спасению царя России, но Николай I I, отказался покинуть Россию, сказав – ''я русский'', любовь к России была сильнее жизни, да и к тому же он не думал, что большевики дойдут до таких крайностей. До сих пор поднимается вопрос о том, что якобы в ходе расстрела удалось спастись младшей дочери царя Анастасии. В США даже выпустили художественный фильм по этому поводу, но в действительности это не так.

Большевики уничтожили всю царскую семью под корень. С убитых снимали кольца, перстни, уже убитых добивали штыками в головы, тела облили серной кислотой и сбросили в шахту, торопились, потому что наступали силы колчаковцев. Буквально недавно Русская православная церковь причислила Николая II к лику святых.

Так, что же послужило основанием для введения большевиками ''красного террора'' и когда он был введен официально? (Покушение на Ленина и убийство Урицкого, - введен ''красный террор'' 5 сентября 1918 года).

Учащиеся заходят в программу ЗАДАНИЕ 1 – проблемные вопросы и гипотеза.

Учитель: Давайте порассуждаем, выстроим гипотезу. Обратите внимание на вопросы-гипотезу:''Если бы в гражданской войне победили ''белые''?, ''Могли ли найти компромисс ''красные'' и ''белые''?, ''Если бы вы жили в годы Гражданской войны, в каком бы лагере вы оказались и почему''?, ''Может большевики поступали правильно конфискуя помещичьи земли, отбирая фабрики и заводы у капиталистов. Может необходимо и сего-дня поступать по – большевистски, например, против олигархов.

Выскажите своё мнение?

Учитель: Мы рассмотрели часть вопросов из истории гражданской войны и интервенции.

На следующем уроке рассмотрим экономическую политику большевиков, (политику ''военного коммунизма''), ход военных действий на фронтах гражданской войны, познакомимся с биографическими данными военных руководителей ''красных'' и ''белых'' и вскроем причины победы ''красных'' в этой войне. На завершающем этапе урока учащиеся открывают ТЕСТ и выполняют тестовые задания в два варианта, помещенные на экране монитора (в программу заранее введен тест). Учащиеся сами себя оценивают по следующей градации: верных ответов из 10 на ''5'' – 9 -10; на ''4'' – 8-7; на ''3'' – 6; менее 6 ответов – ''2'', а также отмечаем наиболее активных учащихся на уроке, выставляя отметки.

Приложение1.

Приложение2.

Приложение3.