Программа "Семья и школа программистов"

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивая “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но любое образовательное учреждение не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Она может и должна педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

В настоящее время ощутимо меняется функция семьи, обеспечивающая духовное становление личности, ослабляется внимание родителей к воспитанию детей, меняются взаимоотношения семьи и общества. Отсюда и вытекают цели и задачи данной программы.

Цель – Единство процесса воспитания в школе программистов.

Задачи: 1. Общая заинтересованность педагогов и родителей в организации педагогической среды вокруг каждого ребенка, ведущая роль школы программистов в организации этой среды.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Скорая воспитательная помощь семье.

Программа рассчитана для учащихся 6 лет, 1 – 11 классов школы программистов научно – технического отдела Центра дополнительного образования детей и их родителей.

Программа разработана на 3 года – 2004 – 2007 учебные года.

Исполнители программы – педагогический коллектив школы программистов, учащиеся 6 лет, 1 –11 классов школы программистов и их родители.

Направление, содержание, формы и методы работы

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы программистов? Как добиться согласованности в действиях школы программистов и семьи? Как помочь родителям в воспитании детей? Как усилить порцию школы программистов в отношении ребенка?

На эти и многие другие вопросы может дать ответ программа “Семья и школа программистов”, в которой обозначены некоторые работы школы программистов по реализации сформулированных выше цели и задач.

Семья и школа программистов

Работа с родителями Работа с родителями и детьми Работа с детьми
  • “Школа будущего первоклассника”
  • “Индивидуальные формы работы”
  • “Педагогические знания – родителям”.
  • “Коллективные творческие дела”
  • “Одаренные дети”.
  • “Исследовательская работа”.

 

1.“Школа будущего первоклассника”

Важную роль в улучшении семейного воспитания играет развертывание системы педагогического всеобуча родителей, который необходимо начинать задолго до поступления ребенка в школу. Данная работа ведется для родителей нулевых классов школы программистов. Сущность работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе. Пути осущетвления данной работы.

  • Психолого – педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе.
  • Консультации для родителей по итогам диагностики.
  • Проведение родительских собраний с проведением бесед:

2004/05 уч.г.

2005/06 уч. г.

2006/07 уч. г.

I п/г

“Физическое развитие ребенка в дошкольный период; привитие ему санитарно-гигиенических навыков”. “Развитие и правильное удовлетворение духовных потребностей дошкольника”. “Воспитание самостоятельности дисциплины”.

I п/г

“ Забота об общем умственном развитии ребенка”. “Радости и горести шестилеток”. “Формирование психологической готовности к школе”.
  • Всеобуч родителей:
    - “Речь и пути ее развития”.
    - “Воспитание культуры чувств”.
  • Вручение родителям памяток “Что должен уметь первоклассник”.
  • Анкетирование родителей.
  • Индивидуальные собеседования родителей с психологом, учителями – педагогами начальных классов.
  • Проведение воспитательных мероприятий учащимися совместно с родителями.

2.“Индивидуальные формы работы”

Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продумано учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с психологом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.

Формы индивидуальной работы:

  • анкетирование или тестирование:

- ознакомительное, с целью выяснения состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;

- наличие его рабочего уголка, его интересы, склонности и увлечения, отношение с братьями и сестрами, общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней, степень участия родителей в воспитании детей;

- поиск путей сотрудничества семьи и школы программистов, конкретной помощи школы программистов.

  • Проведение тематических бесед с родителями на родительских собраниях:

Месяц

2004/05 уч. г.

2005/06 уч. г.

2006/07 уч. г.

Сентябрь Режим дня ребенка Успехи ребенка в школе. Этические средства поощрения и наказания ребенка в семье.
Декабрь         Духовная жизнь семьи.   Единственный ребенок в семье. Личность и ее развитие.
Май Взрослые и дети: отношения между ними. Доброта и улыбка.     Растет дочь или сын.
  • Консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы.
  • Индивидуальные приглашения родителей для выступлений на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.
  • Привлечение родителей к выполнению разовых поручений.
  • Привлечение семей к планированию и проведению учебно – воспитательного процесса
  • Обсуждение с родителями обучающихся состояние дел и итоги за I полугодие и учебный год.
  • Индивидуальная работа с родителями обучающихся, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам.
  • Выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни школы программистов за учебный год.
  • Выражение благодарности родителям за заботу о школе программистов.

3.“Педагогические знания – родителям”

Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей. От совместных усилий и согласованности семьи и школы программистов зависит формирование человеческой личности. Отсюда – объективная необходимость повышения педагогическойкультуры родителей с учетом разного образовательного уровня семей.

Формы работы:

  • Консультации
  • Всеобуч родителей:
 

2004/05 уч. г.

2005/06 уч. г.

2006/07 уч. г.

I п/г     II п/г Есть ли трудные дети?   Азбука воспитания. Когда бывают неправы родители? Чего мы ждем от детей? Что значит семейная гордость? Педагогика воспитания детей.  
  • День открытых дверей “Компьютеры от А до Я”.
  • Посещение родителями учебно-воспитательных мероприятий.
  • Семейные праздники:
    - Праздник мам.
    - Праздник пап.
    - “Мама, папа, я + школа программистов = дружная семья” в честь Дня семьи.

4.“Коллективные творческие дела” родителей, детей и педагогов школы программистов.

Педагогу очень важно сформировать коллектив не только учащихся, но и их родителей. Предлагаемые ниже коллективные творческие дела помогут приобщить родителей к делам и работам школы программистов:

  • Проведение творческих конкурсов при проведении недель информатики, математики, физики, английского языка.
  • Дни открытых дверей.
  • Проведение дней творчества (семейные поделки, игры “Звездный час”, “Что, где, когда?”, “Мы ищем таланты”), выставок поделок вместе с родителями, ярмарок поделок, выпечек, интеллектуальных разработок с целью привлечения в сотрудничестве с родителями к потребности к труду обучающихся.
  • Интересные встречи с родителями – профессионалами; встреча с представителями правоохранительных органов, медработниками и т.д.

5.“Одаренные дети”

Важную роль в развитии одаренного ребенка играет семья. Но на помощь семье должно прийти образовательное учреждение. Родители и школа программистов определяются в отношении целей и путей их достижения, которые могут быть следующими:

  • Определение условий общения с детьми.
  • Создание творческих направлений по интересам; выпуск и защита рефератов, турниры смекалистых, олимпиады, конкурсы, издание газет, выпуск видеофильмов и т.д.
  • Встречи с интересными людьми.
  • Организация конкурса “Ученик года”.
  • Организация выставок работ одаренных детей.
  • Ведение исследовательской работы по определению уровня достижения потенциальных возможностей одаренных детей.

Данное направление работы способствует саморазвитию, самореализации и самопознанию ребенка; развитию познавательных интересов, потребностей, способностей, умений прогнозировать результат, принимать нестандартные решения; развитию творческих способностей воображения, фантазий, импровизации.

Известно, что каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития, в том числе и творческих способностей. Программирование этого развития скрыто не в природе наследственности, а во времени, методах и условиях развития ребенка. Развиваться начинают только те способности, для которых имеются стимулы, условия. Это положение ставит родителей и педагогов в активную позицию, дает им понять, что способный ребенок не дар природы и успех его развития зависит от условий, созданных для этого.

“Одаренным” ребенок будет, если:

  1. создана атмосфера поиска, творчества на занятиях;
  2. создана система проблемного обучения, обеспечивающая процесс познания;
  3. созданы условия для развития всех и каждого:
    - реализация принципов личностно-ориентированного подхода;
    интеграция предметов, позволяющих проводить дискуссионные вечера, семинары и т.д.

6.“Исследовательская работа”

Совместная активная работа педагога и учащихся, имеющая целью глубокое усвоение знаний, формирование способности к саморегуляции деятельности, ее самооценке.

Формы работы:

  • Проектные работы.
  • Исследовательские работы.
  • Творческие работы.

Данные формы работы способствуют саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка. Происходит развитие познавательных интересов, потребностей, способностей, исследовательской активности, умение прогнозировать результат, принимать нестандартные решения, развивают творческие способности, воображение, фантазию ребенка.

При оформлении исследовательской работы учащиеся школы программистов используют технологические знания и навыки:

  • работа со сканером
  • работа с графической и текстовой информацией
  • обработка текстов и рисунков разных форматов
  • монтажная раскадровка видеофильмов
  • компьютерная обработка видеофрагментов
  • типовые технологические алгоритмы работы с использованием буфера обмена
  • форматирование и редактирование текстов
  • обработка информации с использованием программ Photoshop, издательских систем.

Обеспечение реализации программ:

  • овладение педагогами новыми информационными и компьютерными технологиями, интенсивными методами
  • обеспечение условий для реализации программы:
    - оснащение необходимой учебной, научной, методической литературой
    - использование материально-технической базы школы программистов для реализации задач программы
    - совершенствования методической и психологической службы
    - использование оригинальных заданий, развивающих творческие способности, смекалку, фантазию, воображение, создание условий для самоопределения и самореализации учащихся
  • владение педагогов профессиональными качествами:
    - умение строить воспитание и обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся;
    - умение модифицировать учебные программы;
    - умение стимулировать творческие способности учащихся;
    - умение консультировать учащихся;
  • создание атмосферы поиска, творчества на занятиях; системы проблемного обучения, обеспечивающая процесс познания; создание условий для развития всех и каждого.

Принципы работы с детьми

  1. Признание ранее не признанных или не использованных возможностей.
  2. Уважение желания ребенка работать самостоятельно.
  3. Умение воздерживаться от вмешательства в процессе творческой деятельности.
  4. Применение индивидуальных заданий учебной программы в зависимости от особенностей учащихся.
  5. Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
  6. Уважение потенциальных возможностей отстающих.
  7. Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение.
  8. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
  9. Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
  10. Способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.
    - погружение в знания – совместная активная работа учителей и педагогов (итоговые занятия, зачеты и др.), имеющая целью глубокое усвоение знаний формирование способности к саморегуляции деятельности, ее самооценке, приобретение опыта сотрудничества и делового общения (проектная работа и др.);
    - ориентация на опережение уже достигнутого уровня развития способностей, положительную мотивацию.

Сотруднические связи:

  1. Сотрудничество с администрацией, педработниками, психологом ЦДОД.
  2. Сотрудничество с ИМЦ Управления образования по вопросам реализации программы.
  3. Сотрудничество с родителями по вопросам обучения и воспитания при реализации программы.
  4. Сотрудничество с родителями разных профессий: медицинских , правоохранительных органов и др. и с предприятиями города через родителей.
  5. Сотрудничество с родителями по созданию фонда попечительских взносов по реализации программы ( для проведения мероприятий, приобретения подарков и призов, грамот, учебно-методической литературы и т.д.).

Ожидаемые результаты:

1. Общая заинтересованность педагогов и родителей в организации педагогической среды вокруг каждого ребенка, ведущая роль школы программистов в организации этой среды.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Скорая воспитательная помощь семье.

4. Оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе.

5. Активизация совместной работы педагога и учащихся, освоение у обучающихся знаний, формирование способности к саморегуляции деятельности, ее самооценке. Саморазвитие, самореализация и самопознание ребенка; развитие познавательных интересов, потребностей, способностей, умений прогнозировать результат, принимать нестандартные решения; развитие творческих способностей воображения, фантазий, импровизации.