Интегрированный урок грамоты по теме: "Знакомство с буквой Х (х). Решение задач с помощью фишек. Письмо печатной буквы Х (х)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: познакомить с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.
Читать слова с этой буквой. Печатать буквы Х (х). Решать примеры. Составлять задачи и решать их с помощью фишек.
Развивающая:активизация познавательной деятельности, развитие внимания. Формирование навыков самоконтроля.
Воспитательная:создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимися, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ХОД УРОКА

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок.

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим

2. Дыхательная гимнастика.

Зажигаю свечу.

- Как вы думаете, для чего людям служит свеча?

Вывод: свеча излучает свет, тепло, создает уют. При свече приятно отдыхать.

- А теперь представим торт с зажженными свечами. Делаем вдох, а на выдохе гасим все свечи сразу:

фу – у – у – у – у – у - у – у

- Отдельно каждую:

фу – фу – фу – фу - фу – фу

3. Целевая установка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.

4. Ролевая игра.

- Послушайте сценку по произведению Г. Юдина “Хомяк – хвастун”. Выступают ребята.

- Запомните слова с одинаковым звуком.

Жил-был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

- Хотите верьте, хотите, нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: “Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?”

А он “хрю – хрю” да “хрю – хрю”! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

- Ух, ты, - восхитились хомяки.

- Иду себе дальше. Снег под ногами – хруст – хруст. Смотрю – лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…

-Что, что потом?! – хором спросили хомяки.

- Я… потом…

- Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.

- Хорошенькое дело!- обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

- С каким звуком чаще всего встречались слова?

- Какой первый звук в этих словах?

5. Звукобуквенный анализ слов “хобот”, “хвост”.

- Откройте учебник на странице 175.

- Что вы видите на рисунке в левом верхнем углу?

- Давайте прочтем слово “хобот”, ведя указкой по домикам для звуков. Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свои домики.

- Заселим домики желтыми фишками, это будут звуки. (Дети “читают”).

- Теперь послушайте, как я “прочту” слово “хобот” по-другому. Я “прочту” так, чтобы все вы хорошо услышали, какой в этом слове первый звук. (Веду указкой по схеме, надолго задерживая ее в первой клеточке).

- Кто из вас услышал, какой звук живет в первом домике, какой звук в слове “хххобот”?

- Возьмем желтую фишку, она будет обозначать звук “х” и поставим в первую клеточку. (Учитель ставит на доске, дети берут фишки из своих наборов и работают в учебнике).

Аналогично идет работа над остальными звуками.

- “Прочитаем” слово еще раз и определим, в каких домиках живут гласные звуки.

- “Хоообот”.

- Какой гласный звук услышали во втором домике?

- Поменяем желтую фишку на красную.

- “Хобооот”.

- Какой гласный звук живет в четвертом домике?

- Поменяем фишку.

- А теперь заменим красные фишки буквами.

- Определим, какие звуки живут в оставшихся домиках, и поменяем фишки.

- Как узнать твердый или мягкий согласный живет в домике? (Надо посмотреть на гласный, который стоит после этого согласного).

- Разделите слово на слоги и определите ударный слог.

- Сколько в этом слове гласных звуков? (2)

- Сколько согласных? (3)

- Чего больше?

- На сколько больше согласных?

- Что значит больше на один? (Столько же и еще один).

- Сколько всего звуков? (5)

- Как узнали? (2 +3)

Физкультминутка.

Хомка-Хомка, хомячок, ccccccc Подметает Хомка хату
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Щечки моет, Раз, два, три, четыре, пять!
Шейку трет. Хомка хочет сильным стать.

- Отгадайте загадку.

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать. (Лиса).

- Кто нарисован на картинке внизу слева? (Лиса)

- А хвост чей? (Лисий)

Звукобуквенный анализ слова “хвост”.
Сравнительный анализ слов.

- Сколько звуков в слове хобот? (5)

- А в слове хвост? (5)

- Что можно сказать о количестве звуков в этих словах? (Их поровну)

- Сколько всего звуков в этих словах? (10)

- Как узнали? (5 + 5 = 10)

- Как сказать по - другому? (По 5 звуков 2 раза - это 10)

- Как записать? (5 * 2 = 10)

- Что вы знаете о числе 10?

6. Знакомство с буквой Х (х).

- Какой первый звук в словах хобот, хвост?

- Что вы можете о нем рассказать?

- Вспомните, а чей был нарисован хвост? (Лисий)

- Какой бывает лиса в сказках? (Хитрой)

- Какой первый звук в слове хитрая?

- Есть ли у твердого согласного звука (х) мягкая пара? (Есть, это звук (хь).

- Кто знает, какой буквой обозначают эти звуки?

7. Чтение слов. Составление словосочетаний.

(Хорошо читающие дети могут прочитать текст на с. 178. Подготовить ответ на вопрос: Чем закончился рассказ?)

- Прочитать слова под рисунком и схемой слова хвост.

- Как расположены слова и сколько их?

- Посчитайте сколько слов со слогом хо?

- Чем отличаются слова правого столбца от левого?

- Найдите слова противоположные по смыслу. (Плохо – хорошо).

- Подберите к слову тихо слово противоположное по значению.

- Рассмотрите слова, разделенные знаком “вопрос”.

- Прочитайте слова левого столбца.

- Прочитайте слова правого столбца.

- Прочитайте слова по строкам.

- Подберите к каждому слову левого столбца одно слово из правого столбца.

- Какое слово вы подобрали к слову хлеб? (Ароматный).

- Каким еще бывает хлеб?

- Кто знает, как хлеб приходит к нам на стол?

8. Работа в тетради “Грамота” № 3, с. 53.

Письмо печатной буквы Х (х).

- Какие буквы разместились на первой строке?

- Чем отличается печатный вариант написания буквы Х (х) от прописного?

- Из каких элементов состоит печатная буква?

- Возьмите карточку с буквой Х, обведите пальчиком букву, проговаривая алгоритм написания буквы:

- начинаю…
- веду…
- довожу до…

У каждого ученика карточка с объемной буквой.

- Чем отличается заглавная буква от строчной?

- Напечатайте три заглавных, а печатных на одну больше. (Напоминаю правило посадки и правило письма).

- Сколько напечатали строчных букв?

- Подчеркните самые красивые буквы.

- Каких букв больше и на сколько?

- Как сделать поровну?

- Сколько всего букв напечатали? (7)

- Как получили 7? (3 + 4 = 7). А как еще можно получить 7?

- Из каких элементов состоит письменная строчная буква?

- Какой элемент письменной буквы, первый или второй, совпадает с элементом письменной буквы С (с)?

- Допишите элементы письменной строчной буквы.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так-
Не обидятся никак.

- Прочитайте слова на четвертой и пятой строках.

Какое слово на четвертой строке лишнее? (Жук)

- Почему? (Меньше слогов).

- Какое слово лишнее на пятой строке?

- Распределите слова по строкам в зависимости от того, какая первая буква в слове.

9. Работа по учебнику, с.176

Нахождение слов в слове. Работа с зашифрованным словом.

- Прочитайте слова, записанные “красочными” буквами.

- Найдите слова, которые в них спрятались.

- Прочитайте слово над таблицей. Разгадайте зашифрованное слово.

- Слева прочитайте слова парами и назовите буквы, которыми они различаются.

10. Работа в тетради “Грамота” № 3, с.54

Решение примеров. Копирование заданной фигуры, начиная с отмеченной точки.

- Обведите каждую цифру по пунктирной линии и решите примеры.

- Найдите примеры с одинаковыми ответами и соедините их.

Проверка.

Физкультминутка.

Вот такая стрекоза.
Словно бусинки глаза.
Влево, вправо, взад, вперед,
А сама, как вертолет.

- Нарисуйте букву З с отмеченной точки.

- Расскажите с чего начнете.

- Посчитайте, сколько клеток занимает буква З?

- Сколько клеток займут две буквы З?

Дополнение условия задачи. Составление и решение.

- Прочитайте на доске числа. (5, 3, 7, 1, 9)

- Назовите их в порядке возрастания.

- Любое из этих чисел допишите в клетки, рядом с именами девочек и названием цветов.

- Какими вопросами можно дополнить условие?

- Как узнать, сколько цветов у Даши и у Маши?

- Запишите решение.

- Как решили?

11. Работа по учебнику, с.177.

Моделирование условия задачи с помощью фишек. Решение.

12. Итог.

- С какой буквой мы познакомились на уроке?

- Что показалось на уроке трудным?

- Что понравилось?

- Кто, по вашему мнению, сегодня на уроке очень хорошо работал?

- Вы молодцы, замечательно все работали на уроке.

- А подарки вы любите получать?

- Тогда я хочу подарить вам хорошее настроение и море улыбок.

- А что бы вы хотели подарить друг другу?

Долгожданный дан звонок,
Это кончился… (урок).