Обобщающий урок по физике на тему: "Электромагнитная индукция"

Разделы: Физика


Цели:

учебные – закрепить и обобщить знания, умения, навыки, формировать представление о процессе научного познания;

познавательные – дальнейшее формирование умений объяснять физические явления, используя явление электромагнитной индукции и правило Ленца;

развивающие – совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; ознакомление с примером обобщения и систематизации изученного; формирование умения обобщать материал (по вопросам: электромагнитная индукция, правило Ленца, магнитный поток, закон электромагнитной индукции, вихревое электрическое поле, самоиндукция, энергия магнитного поля тока, электромагнитное поле); развитие кругозора школьников;

воспитательные – формировать материалистическое мировоззрение учащихся и нравственные качества личности; показ использования явления электромагнитной индукции в науке и технике.

Краткий конспект урока.

  1. Организационный момент
  2. (Задача: создание благоприятного психологического настроя).

  3. Подготовка к повторению и обобщению пройденного материала

(Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; приём обучения – беседа).

  • Мотивация.

В 1821 г. великий английский учёный записал в своём дневнике: “Превратить магнетизм в электричество” (Рисунок 1). Через 10 лет эта задача была им решена.

Тема нашего урока – явление электромагнитной индукции.

  • Формулировка цели урока.

Электромагнитная индукция – это физическое явление. Существует единый подход к изучению физических явлений (см. Обобщённый план изучения явления.). Цель урока – закрепить и обобщить знания, умения, навыки по теме электромагнитная индукция.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся
  2. (Задача: повторить и углубить знания, необходимые для повторения пройденного материала; приём обучения – эвристическая беседа; форма организации познавательной деятельности (ФОПД) – фронтальная; метод обучения - репродуктивный).

    Повторение основных понятий по теме (явление электромагнитной индукции, правило Ленца и т. д.).

  3. Повторение пройденного материала

(Задача: повторить основные понятия и законы; ФОПД – самостоятельная работа в группе; методы обучения – исследовательский, индуктивный). Повторить основные требования по технике безопасности.

  • Формирование групп по 2 – 3 человека, каждая из которых получает задание.

Карточка № 1. Открытие электромагнитной индукции.

  1. Когда и кем было открыто явление электромагнитной индукции?
  2. В чём заключается явление электромагнитной индукции?

Карточка № 2. Эксперимент.

  1. Опыт Фарадея (гальванометр, катушка, магнит).
  2. а) установка опыта;
    б) демонстрация опыта.

  3. При каком условии в замкнутом проводящем контуре возникает ток?

Карточка № 3. Направление индукционного тока.

  1. Правило Ленца (формулировка).
  2. Как определяется направление индукционного тока? (Применение правила Ленца).

Карточка № 4. Магнитный поток.

  1. Какая физическая величина характеризует магнитное поле в каждой точке пространства?
  2. Какая физическая величина характеризует распределение магнитное поля по поверхности, ограниченной замкнутым контуром?
    а) формула;
    б) единицы измерения.

Карточка № 5. Задача (применение правила Ленца).

Определить направление индукционного тока в замкнутом контуре.

Карточка № 6. Закон электромагнитной индукции.

  1. Как формулируется закон электромагнитной индукции?
  2. а) математическая запись;
    б) формулировка закона.

  3. Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак “минус”?

Карточка № 7. Задача (закон электромагнитной индукции).

Круговой проволочный виток площадью 2·10-3 м2 находится в однородном магнитном поле, индукция которого равномерно изменяется на 0,1 Тл за 0,4 с. Плоскость витка перпендикулярна линиям индукции. Чему равна ЭДС, возникающая в витке?

Карточка № 8. Вихревое электрическое поле.

Сравните электростатическое и вихревое электрические поля и ответьте на следующие вопросы: что является источником каждого из этих полей? Как обнаруживаются поля? Чему равна работа перемещения заряда по замкнутой траектории в этих полях? Чем отличаются силовые линии этих полей?

Карточка № 9. Возникновение ЭДС индукции.

  1. Какова природа сторонней силы, вызывающей появление индукционного тока в неподвижном проводнике?
  2. Какова природа сторонней силы вызывающей появление индукционного тока в движущемся проводнике (формула, величины входящие в формулу)?

Карточка № 10. Самоиндукция.

  1. Что называют самоиндукцией? Объясните опыт.
  2. Что называют индуктивностью проводника?
    а) от чего зависит;
    б) единицы измерения;
    в) чему равна ЭДС самоиндукции (формула).

Карточка № 11. Энергия магнитного поля тока.

  1. Почему для создания тока источник должен затратить энергию?
  2. Чему равна энергия электрического тока (формула, величины входящие в формулу, единицы измерения)?

Карточка № 12. Электромагнитное поле.

  1. В результате каких процессов возникает переменное магнитное поле? / переменное электрическое?
  2. Перечислите свойства электромагнитного поля.

Нужно:

- выполнить опыт;
- решить задачу;
- ответить на вопросы;
- подготовить сообщение для устного или письменного ответа (одного представителя группы). Время работы 5 – 6 мин. (учащиеся выполняют задания, учитель оказывает консультативную помощь).

  • Отчёты групп (задачи: доказать связь электрических и магнитных полей, развивать речевую культуру отвечающих, умение обобщать материал и выделять главное, воспитывать нравственные качества личности, связанные с взаимоотношениями в классном коллективе; метод обучения - индуктивный; приём обучения – эвристическая беседа).

Прослушать сообщения представителей групп и сделать выводы, которые оформляются учителем на доске (Рисунок 2).

  1. Обобщение пройденного материала

(Задача: закрепить и обобщить знания, умения; метод обучения – репродуктивный; приём обучения – беседа).

Обобщить выводы, сделанные группами и оформленные учителем на доске, а также повторить явление электромагнитной индукции по обобщённому плану изучения явления.

Обобщённый план изучения явления.

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия его протекания.
  3. Экспериментальное воспроизведение явления.
  4. Механизм протекания явления.
  5. Количественные характеристики явления.
  6. Его объяснение на основе теории.
  7. Практическое применение явления.
  8. Влияние явления на человека и природу.
  1. Подведение итогов урока
  2. (Задача: формировать систему знаний о процессе научного познания; методы обучения – индуктивный, репродуктивный).

    Для повторения явления электромагнитной индукции мы использовали метод научного познания. Его основы заложил в средние века Г. Галилей. Схема метода такова:

    - накопление фактов;

    - построение теории;

    - опытное доказательство гипотезы;

    - практическое применение теории.

    Метод научного познания позволяет объективно отражать действительность не только в физике, но и в других областях науки.

  3. Информация о домашнем задании
  4. (Задача: разъяснить методику выполнения домашнего задания, мотивировать обязательность выполнения).

    На дом: краткие итоги главы 1, составить конспект по теме, используя обобщённый план изучения явления.

  5. Выявление результата урока

(Задача: получить информацию о степени усвоения материала учащимися; ФОПД – индивидуальная; приём обучения - упражнения).

Учащимся можно предложить задания с выбором ответа или физический диктант.

ДЕМОНСТРАЦИИ: опыт Фарадея (магнит, катушка, гальванометр), явление самоиндукции (источник тока, реостат на 50 Ом, катушка на 3600 витков, две низковольтовых лампы, ключ), портрет Фарадея, ребус (Рисунок 1).