Сценарий литературно-музыкального вечера для учащихся 7–8-х классов "Пушкинский бал"

Разделы: Внеклассная работа


Музыкальное оформление вечера:
Г.Свиридов “Метель” - “Вальс”
М.Глинка “Мазурка”
Боккерини “Менует”
Романс на стихи А.С.Пушкина, муз. М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”
Д. Вивальди “Времена года”
Романс на стихи А.С.Пушкина “Не спрашивай, зачем”
Г.Свиридов, музыка к кинофильму по повести А.С.Пушкина “Метель”
М.Глинка “Вальс-фантазия”
Д.Верди “Травиата”
Донизетти
Симфония Моцарта № 40
Сборник классической музыки в эстрадной обработке

Художественное оформление зала:
Участники и гости вечера одеты в стиле XVIII-го века, юноши в - белых рубашках и черных брюках, девушки – в длинных вечерних платьях.
Рабочий стол А.С.Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
Сцена: зажженные свечи, эмблема вечера, черно-белый рисунок с изображением
С.Пушкина, читающего в парке стихи для дамы
Стенд, посвященный А.С.Пушкину.  

Учитель (открывает вечер):
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь, - еще тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.
“С его душою нас сближает”, - заметил Иван Алексеевич Бунин в стихотворении ко дню
рождения А.С.Пушкина. Сегодня мы хотим открыть для вас несколько уголков души великого
поэта.

Звучит музыка.


Ведущий №1:
История, которую я расскажу, - это история одного класса. Обычный класс - 30 человек;
обыкновенные мальчики, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не
забывшие.

Сценка (участвуют двое учащихся, одетых как лицеисты)  

Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.
Александр: Ты полагаешь, Жанно?
Жанно: Не полагаю - уверен.
Александр: Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я... у меня несносный характер.
Чтец №1:
Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный,
настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью,
обидчивостью, вспыльчивостью.
Ведущий №1:
Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище. Прозвище самого близкого друга Пушкина, Ивана Ивановича Пущина было - “Жанно” (французское имя , соответствующее русскому “Ваня”. “Ванюша” ). А за длинный рост его звали еще “Иван Великий” или “Большой Жанно”. Пушкин Александр Сергеевич - “Француз”, “Егоза-Пушкин”, “Помесь тигра с обезьяной”. 'Вольховский (он был похож на дочь великого полководца Суворова) - “Суворочкой”. Антоша Дельвиг - “Тося”, “Тосенька”.
Кюхельбеккер - “Кюхель”, “Кюхля”, “Беккеркюхель”. А Мясоедов - “Мясожеров”.
Федя Матюшкин - по-немецки, ласково - “Федернелька”. Но было и другое имя, с которого
начинается морская карьера будущего адмирала - “Плыть-хочется”.
Французом называли Пушкина те, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко
и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище.
Чтец №2
(в облике Пушкина):
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я...
—Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив. (Садится на сцене)

Директор школы (учитель французского языка ) читает стихотворение на французском языке.

Сценка лицеистов.

Чтец №3: (одет как лицеист) Яковлев, бери гитару, идем к Пушкину, он приглашал всех.
(Бежит на сцену с ним два лицеиста, одетые в белые рубашки, усаживаются около Пушкина - чтец №2).
Ведущий №1: Пушкин заболел. Он лежал в госпитале на втором этаже, жевал лакрицу, глотал
лаврово-вишневые капли и по ночам бредил. Сначала к Александру никого не пускали. Но
дней через 10 друзьям разрешили навестить его. И вот Пушкин прислал приглашение всем и
велел передать, что будет читать новую поэму, которая касается всех.
(Отрывок из стихотворения “Пирующие студенты” читает А.С.Пушкин – чтец №2)
Чтец №4:
...Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь!
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем-
И тотчас помиримся...
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь..,
Писатель, за твои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее. (Лицеисты уходят)
Ведущий №2: Стихотворение “Пирующие студенты” теперь известно всем.
Ведущий №1
: А любовь, страдания? Ведь без этого нельзя представить жизнь лицеистов и, конечно, Пушкина!!!
Чтец №2:

Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцам нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон.
Сердце страстное влюбилось,
Признаюсь, и я влюблен.
Чтец №2
: (садится за стол, берет перо, пишет) “Я счастлив был!…нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением под окошком смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила! Какое чудное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее с 18 часов – ах, какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!”

Звучит романс “Я помню чудное мгновение”

Ведущий №1: Шутками, проказами и вздохами начиналась в эти месяцы пушкинская любовная лирика. 630 раз в прозе и письмах поэта встречаются слова “любовь”, “любить”, “любимый”, “влюбиться”. Как легко и быстро окружающие находили в поэте ветреника, пылкого волокиту, искателя наслаждений. И вдруг строчки – лучшие из лучших..
Чтец №2:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный,
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Чтец
№5: (читает на фоне торжественной музыки-марша)
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
(Музыка стихает)
 

Сценка лицеистов

На сцену выходят 3 лицеиста: Жанно, Кюхля, Пушкин.
 
Жанно
: Что же, братцы, простимся!  
Кюхля:
Жанно, мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело.. дело общее. Александр, скажи ему…
Пушкин: На вечную разлуку? Кто знает? Все может быть… Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему прощай! Мы взрослые.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий №2:
По выходу из Лицея поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его привлекал большой свет, балы:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Нередко Пушкин бывал в роскошном доме Лавалей на Английской набережной, где хозяин устраивал пышные балы.

(Звучит торжественная музыка, на сцену поднимаются пары в бальных нарядах)
 
Ведущий №1
:Дом сиял огнями. У подъезда, охраняемого каменными львами, стояла вереница карет. Сквозь затуманенные стекла зеркальных окон можно было различить силуэты гостей.

(Пары расходятся по сцене, изображают беседующие пары)

Чтец №6:
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на свет наводят;
Усеян плошками кругом
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.
Ведущий №2:
Сбросив на руки лакею шинель, Пушкин по роскошной мраморной лестнице поднимался в бальную залу (на сцену поднимается Пушкин – чтец №2)  
Чтец №7:
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала,
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам,
По их пленительным следам.
Летают пламенные взоры
Мазурка раздалась. Бывало.
Когда гремел мазурки гром,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы как дамы,
Скользим по лаковым доскам,
Но в городах, по деревням.
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же, их не изменила
Лихая мода, наш тиран.

Все уходят со сцены, исполняется танец “Мазурка” (3 пары девочек)

Ведущий №1:Веселясь от души, поэт в тоже время подмечал все, что происходит вокруг. Все запоминалось, откладывалось в его необыкновенной памяти, чтобы потом обрести новую жизнь в поэмах и стихах. В таких домах, как у графа Лаваля, ужины были великолепны. Столы ломились от яств. Осетры-великаны, сливочная телятина (телят отпаивали сливками, чтобы мясо было нежным и жирным), индейки-гречанки (их откармливали грецкими орехами). Несмотря на зимнюю пору – яблоки, персики, груши. Груды конфет. Шампанское и напитки без счету. Балы давались без счету и стоили огромных денег,
Чтец №8:
 
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой,

Исполняется вальс (4 пары)

Ведущий №2: Пушкина с удовольствием принимали во многих домах Петербурга. Бывал он и в салоне директора публичной библиотеки и президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Это было жилище просвещенного русского аристократа. По вечерам у Олениных собирались писатели, художники, артисты. Привозили литературные новости, известия о только что появившихся картинах и спектаклях.

Сцена из произведения “Арап Петра великого” (смотри приложение)
Ведущий №1
:В отличие от большинства петербургских домов , здесь не в чести были карты. Зато процветали игры, особенно шарады, в которых обычно участвовали литературные знаменитости. Пушкин охотно посещал этот дом.

Проходит викторина, игра-шарада (смотри приложение)

Ведущий №2:Когда Пушкин доставал свою заветную тетрадь с новой песней из “Руслана и Людмилы”, разговоры тотчас смолкали. Он читал, все слушали, слушали и поражались. Какие легкие стихи! Будто они родились сами собой, будто не было долгих часов труда, сомнений, раздумий.
Чтец №9:  
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних.
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой,
На песни грешные мои,

Сценка (мать с дочерью и их собеседник разговаривают на балу)

Дочь: Ах, я в восхищении от стихов Александра Сергеевича и просто завидую тем, кому эти стихи посвящены.
О, вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее – узнаете любовь.
О, вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь!
(Прихорашивается перед зеркалом)

  • Ах, я так мечтаю о нем! Вот завидный жених!

Мать: Уймись, ветреница! Так ли уж завиден этот жених? Только и слышишь – то в одну влюблен, то в другую. Хорошо ли это в повседневной жизни? И думать не смей!
Собеседник: Ох, уж эти злые языки. А вас, милые девушки, спешу огорчить. Александр Сергеевич сделал предложение Наталье Николаевне Гончаровой, - мне об этом моя приятельница из Петербурга писала, и предложение было принято благосклонно. Так что…(разводит руками)
Ведущий №1:
В конце 1830 года в одном из домов на Тверском бульваре Пушкин впервые на балу у танцмейстера Иогиля встретил 16-летнюю красавицу Наташу Гончарову.
“Когда я увидел ее в первый раз, - признался он – красоту ее начали замечать в обществе. Я ее полюбил. Голова у меня закружилась: я просил ее руки”.
Чтец №2:

Исполнились мои желанья. Творец.
Тебя мне ниспослал. Тебя. Моя мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.

“Менуэт” исполняет группа девочек.

Ведущий №2: 18 февраля1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой, а вскоре после свадьбы он написал своим друзьям: “Я счастлив, одно желание мое, чтоб ничто в моей жизни не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.

Сценка из произведения “Метель”(смотри приложение)

Ведущий №1: Но счастье их было недолгим. 4 ноября 1835 года поэт получил по почте 3 экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и его жены. В этом письме Н. Н. Гончарова обвинялась в порочащей ее связи с французским офицером Дантесом.
Учитель:
Все большие поэты – пророки. Гении – пророки вдвойне. Дуэль Онегина с Ленским, столь блестяще описанная Пушкиным, состоялась 14 января. А морозным днем 27 января 1837 года к кондитерской Вольфа, что на Невском проспекте, подъехали сани. Поэт выпил стакан лимонада, вышел на улицу, закутался в медвежью шубу…. И здесь мы с вами простимся с Пушкиным. Он ехал не только на свой поединок, он ехал в бессмертие.
Забвенья нет,
Как нет
Старенья, угасанья,
И камня тоже нет,
И бронзы тоже нет,
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь, есть свет земной,
И есть для нас поэт.