Интегрированный урок география + МХК по теме: "Путешествие по Италии"

Разделы: География


Цель: систематизировать и углубить знания об Италии;

показать многогранность уникальности природы, истории, культуры и современных экономических и социальных особенностей Италии;

учить выделять главные узловые вопросы из большого количества материала;

органично синтезировать знания по МХК и географии;

воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: карты Италии и политическая карта мира;

атласы 10 класса;

выставка литературы;

портреты выдающихся деятелей культуры Италии, скульптур, картин, музыкальные диски с записью музыкальных произведений: “Ave Maria”, “Caruso” в исполнении Лучано Паваротти, видеофильм об Италии.

Ход урока

I.

Организационный момент.  

II.

Активизация мыслительной деятельности учащихся  

1.

Прослушивание “Caruso” в исполнении Л. Паваротти.  
  Знаком ли Вам исполнитель?  
  Что Вы представили, слушая это произведение? По ходу изучения нового материала

III.

Изучение нового материала: Учащиеся заполняют таблицу “Экономико-географическая характеристика Италии”.

1.

Вступительное слово учителя:  
  Эта музыка прозвучала не случайно. Страну, с которой мы сегодня познакомимся, невозможно представить вне музыки. Эта изумительная страна пропитана духом пленительного мира искусства. Здесь оставила свои глубокие следы древняя средиземноморская культура. Эта земля родила Ю. Цезаря и Горация, Д. Бруно и Г. Галилея, Данте и Петрарку, Рафаэля и Микеланджело, Тициана и Леонардо да Винчи, Аманти и Страдивари, Н. Паганини и Дж. Верди, Лучано Паваротти.

Италия… Это слияние искусства и жизни, превращение жизни в искусство и искусства - в жизнь.

Сегодня мы не только познакомимся с экономико-географическими особенностями Италии. Хотелось бы, чтобы Вы прониклись духом этой уникальной страны, чтобы Вам как можно больше захотелось узнать о ней, чтобы возникло желание побывать там.

Этот “сапожок” на карте запоминается сразу и навсегда. Его не перепутаешь ни с одним государством.

  С какими странами граничит?
  Какими морями омывается?
  Страна расположена на юге Европы, занимает Апенинский полуостров, острова Сицилию и Сардинию, множество мелких островов. Граничит на Западе с Францией, на севере - с Австрией и Швейцарией, на востоке - со Словенией. Омывается водами Тирренского моря на западе, Адриатического - на востоке, Средиземного - на юге.

В административном отношении делится на 20 областей. Площадь - 301,2 тыс. км2. Население - 57,2 млн. человек. Городских жителей - 68 %. Средняя продолжительность жизни мужчин - 73 года (в России - 63 года), женщин - 79 лет (в России - 73 года). Итальянцев в стране - 98 %. Столица - Рим (3100 тыс. человек). Вероисповедание - католицизм.

Италия - член ООН, НАТО. Денежная единица - лира.

Климат - субтропический, средиземноморский. Среднегодовая температура + 150.

80 % территории занимают горные возвышенности (Альпы - на севере). В горах - альпийские луга.

2.

Объявление темы и цели урока.

3.

Сообщения учащихся:
  “О природе и природных ресурсах”
  Исходя из этих данных, как Вы думаете, какие отрасли хозяйства могут характеризовать экономическое “лицо” страны?
  “Особенности экономики”
  На основании этого, как Вы думаете, в чем нуждается страна? Что экспортирует?

Основные торговые партнеры - Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Испания, США, Япония, Саудовская Аравия.

Какой импорт можете предположить?

  “Достопримечательности”.
  “Крупнейшие города”.

4.

Видеопутешествие “Рим - Калабрия”.
  А теперь небольшая видеоэкскурсия. Немного столицы, немного провинции. Вечный город и аграрно-туристическая Калабрия. Очень разные, но одинаково интересные.

Мы увидим лица итальянцев - веселые, порой озорные, порой озабоченные, но всегда доброжелательные и гостеприимные.

IV.

Практическая работа.

1.

Обозначить на контурной карте крупные промышленные центры.

2.

Международные экономические связи.

V.

Итог урока (карточки экспресс-опроса).
  - Что мне понравилось на уроке?
  - Что я запомнил ?

Приложение 1

Приложение 2