Использование приемов ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект занятия по курсу “По дороге к азбуке” (Школа-2100)

Возраст детей 4-5 лет.

Тема “Посуда”.

Программное содержание:

1.Задачи на развитие познавательных способностей:развитие системности мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать учить классифицировать посуду (чайная, кухонная).

2.Продолжать учить находить выход из сложившейся ситуации.Развитие логического и образного мышления, творческого воображения и умения конструировать.

3.Задачи на развитие речи – составлять связный описательный рассказ используя схемы.

4.Прививать любовь к добру.

Предварительная работа: Рассматривание посуды, разгадывание загадок по теме,чтение сказки К.Чуковского “Федорино горе”, составление загадок описательного характера с использованием элементов ТРИЗа.

Оборудование:

  • Игрушки Ёжик и Лисёнок,
  • Картина с контурным изображением различной посуды,
  • Предметные картинки посуды на магнитах,
  • Книга “Федорино горе” - К. Чуковского,
  • Сюжетная картинка сказочного леса, со спрятанной в нём посудой,
  • Аудиокассета с записью звуков посуды и других предметов,
  • Чайник,
  • Бумажные цветы для аппликации,
  • Набор игры” Чудесные вещи”.(Приложение 1)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите сегодня к нам пришли наши старые знакомые Ёжик и лисёнок и принесли нам в подарок волшебную картинку, а вот о чём эта картинка вы догадайтесь сами.

Я рукотворная звучащая, воды не боюсь
Для еды гожусь – а ударь – разобьюсь.

Дети: Посуда!

Воспитатель: Правильно. Молодцы, догадались. Ёжик и Лисёнок принесли нам картинку с посудой, но я уже говорила, что картинка не простая, а волшебная, посуда на ней спряталась, а вы сумеете её найти и назвать?

(Дети называют предметы посуды).

Ребята, мы с вами знаем, что посуда бывает разная. Какая она бывает?

Дети:Деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная, железная, фарфоровая.

Воспитатель: Да, правильно, ребята, но посмотрите наши друзья почему-то заспорили Ёжик говорит,что всю эту посуду можно разделить на какие-то группы а, лисёнок сомневается. А как думаете вы? Почему? На какие группы можно её разделить (работа с магнитной доской). А куда же мы поставим чайник? (Ответы детей).

А я открою вам маленький секретик, чайник можно отнести и к кухонной и к чайной посуде. Почему? Кто догадался? Правильно, потому что в чайнике можно и заваривать чай и просто кипятить воду. Вот какой у нас оказывается волшебный чайник.А вы хотите побыть волшебными чайниками? (Да)

Психогимнастика “Чайник”

Воспитатель: Представьте себе, что вы маленькие пустые чайнички, вот такие (показать). И в вас начинают медленно наливать холодную воду, может быть вас даже холодный пот прошиб. Вас поставили на огонь и вода начинает медленно закипать и даже бурлить. И вот нет терпенья – вода кипит, пар из носика валит, вода вся выкипела. Вот, молодцы, самые настоящие сказочные чайники. Так к какой же посуде относится чайник?

Дети: К кухонной и к чайной.

Воспитатель: А вы знаете какую-нибудь сказку в которой главным героем была бы посуда?

Дети : ”Федорино горе”.

Воспитатель: Кто же написал эту сказку?

Дети: Корней Чуковский.

.Воспитатель: А какие ещё сказки написал Корней Чуковский? (Ответы детей). А что же случилось в сказке “Федорино горе” (ответы детей).

Как вы думаете, а могла ли посуда сделать ещё что-нибудь, чтобы проучить Федору? (Ответы детей)

Воспитатель: Посуда от Федоры не просто убежала, она спряталась от неё в сказочном лесу. А вы хотите попасть в сказочный лес? (Да). Тогда давайте закроем глаза и волшебный ветерок унесёт нас в сказочный лес.

Посмотрите, какая посуда спряталась в сказочном лесу? А где спряталась? Во что превратилась? Посуда в этом лесу чистая и может не только прятаться но и звучать. Как только вы услышите звук, который может издавать посуда – хлопните в ладоши. (Запись различных звуков на аудиокассете).

Посуда в нашем лесу чистая, звучащая, а что же сделала Федора, чтобы вернуть посуду домой? (Ответы) А что ещё можно было сделать?

Воспитатель: Федора посуду помыла, давайте и мы с вами помоем посуду.

Физминутка “Моем посуду”

Мы тарелки моем. Как? А вот так.
Мы кастрюли моем. Как? А вот так.
Мы и чашки моем, Как? А вот так .
Вымоем посуду быстро, Как? А вот так.
Будет в нашем доме чист, Как? А вот так.

Ну вот посуду мы помыли пора нам и стол накрывать, но раз мы с вами в волшебном лесу, то и стол мы будем накрывать с помощью волшебных карточек. Вы загадаете загадки о посуде с помощью карточек, а мы попробуем угадать. (Дети загадывают загадки и рассказывают, что в этой посуде хорошего и что плохого).

Воспитатель: А теперь вам загадаю загадку – большой, железный нужен для того, чтобы заваривать чай и кипятить воду? (Чайник) Ребята, но что-то наш чайник грустный, давайте его разукрасим вот этими цветочками. (Дети обклеивают чайник цветочками).

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора нам отправляться домой, а поможет нам в этом волшебный ветерок, наш чайник мы возьмём с собой и покажем его Ёжику и Лисёнку.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем нашим друзьям, где мы были. Что бы вы хотели рассказать?

А сейчас давайте придумаем фанта-сказку про чайник, а опорными словами у нас будут – цветок и ковёр.(Дети сочиняют сказку, используя определения, которые они подобрали к опорным словам) (Приложение 2)

Конспект занятия по курсу “Здравствуй мир” образовательня программа “Школа-2100”

Возраст детей 4-5 лет.

Тема: “Город мастеров”.

Программное содержание:

  • Развивать познавательные способности: закреплять названия
    профессий людей, их необходимость в жизни.
  • Учить составлять описательные рассказы; развивать
    связную речь; формировать словарь по теме; развивать фонематический слух;
    активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык
    согласования прилагательных с существительными:
  • Воспитательные задачи; развивать коммуникативные умения и навыки;
    вежливое общение, уважение к труду взрослых, желание не причинять
    беспокойство родителям.

Оборудование:

Предметные картинки с изображениями разных профессий, домики мастеров, разрезные картинки, волшебный лучик, календарь настроения, профессиональные предметы

Предварительная работа: разгадывание загадок о разных профессиях, рассматривание картин по этой же теме, беседа, экскурсия по детскому саду.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Есть гости веселые, а есть гости грустные. И поглядев на календарь настроения, я поняла, что и вы не все веселые. Оля, Влад, Лера, почему вы грустите? (Ответы детей). Чтобы у всех нас поднялось настроение, я предлагаю поиграть в игру.

Игра “комплименты”(Приложение 3)

Воспитатель: Ну что, поднялось настроение? Мне тоже стало радостно и весело, так что захотелось загадать вам загадку Отгадаете?

Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто
Сшил нам куртки и пальто?
Кто кует металл для плуга,
Добывает нефть и уголь.

Дети: Люди разных профессий.

Воспитатель: А какие вы еще знаете профессии? Когда вы вырастите, вы тоже будете кем-то работать. Кем ты будешь? Лера, Дима, А каким ты будешь врачом. Ребят! На свете есть такой город, где живут люди разных профессий - МАСТЕРА, этот город так и называется - “Город мастеров”. А вы хотели бы туда попасть? А на чем можно туда добраться? Я предлагаю вам отправиться на волшебном автомобиле. А чтобы автомобиль стал действительно волшебным, что даже этого нужно?

Дети: Слова–помощники.

Воспитатель: Словами-помощниками к нашему автомобилю будут слова: бабочка и цветок.

Дети придумывают волшебный автомобиль и отправляются в путешествие. (Приложение 1)

Воспитатель предлагает детям занять места в волшебном автомобиле, закрыть глаза и хором посчитать

9 8 76 5 4 3 2 1.

Воспитатель:Посмотрите, мы попали с вами в волшебный город. Живут в нем мастера. Посмотрите сколько много домов. Давайте попробуем угадать, человек какой профессии может жить в этом домике? (На каждом домике закреплена карточка–лото “Кому что нужно”.)

Дети: Врач, медсестра...

Воспитатель: А что хорошего и что плохого в этих профессиях? А что было бы, если бы не было врачей (ответы детей). Ребята, у людей этой профессии есть свои помощники, найдите в группе с помощью волшебного лучика эти предметы, и укажите на них. Вот сколько всего мы узнали о медицинских работниках.Но посмотрите, здесь еще какой-то домик, интересно кто же может жить в нем. Послушайте и подумайте, какой же мастер живет в нем (дети слушаю кассету, и угадывают по звуку шофера). А что же нужно каждому шоферу?

А автомобили бывают разные или одинаковые? А как вы думаете, какой это автомобилъ? Давайте попробуем его собрать. И свое предложение будем начинать такими словами: у каждого автомобиля есть...

Воспитатель: Молодцы, мы запросто можем работать шоферами. Ребята, как вы думаете, трудно быть автомобилем'? Давайте попробуем (Лера, Катя, ты каким будешь автомобилем?). Давайте отравляться дальше. Посмотрите на следующий домик. Интересно, что же там за мастер.

Дети: Милиционер.

Воспитатель: А каждый ли человек может быть милиционером? Какой человек может стать им? (Ответы детей).

Ведущий: Чем занимается милиционер?

Дети: Разыскивает людей.

Воспитатель: А вы когда-нибудь терялись? Вы боитесь потеряться? Давайте сейчас поиграем в игру “Угадай по описанию”. Матвей будет в роли милиционера и опишет кого-нибудь из нас, но имя не называет. А мы попробуем угадать.

Вот какая оказывается это трудная профессия:

Воспитатель: Ребята, а вы не знаете, кто может жить в этом домике, здесь нет ни каких подсказок. Давайте заглянем в окошко (открыли окно, там фотография педагога). Как вы думаете, о какой профессии сейчас пойдет речь.

Дети: Воспитатель.

Воспитатель: А как вы считаете, это трудная профессия? Что в ней есть хорошего, плохого? Вы знаете дети, мне не очень нравится название этой профессии, давайте придумаем новое. (Дети придумывают название).

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось мое новое название, спасибо большое. Но мы с вами очень давно путешествуем, наверное, наши мамы очень волнуются, давайте сейчас им позвоним, и расскажем, где мы находимся и что делаем. (Дети имитируют, как набирают номер и рассказывают маме). Наши мамы уже не волнуются, но мы уже долго гостим в городе мастеров, я думаю, нам пора возвращаться. А на память о нашем путешествии мастера хотели бы вам подарить вот эту игру, чтобы вы больше узнали о разных профессиях.

Воспитатель предлагает ребятам занять места в волщебном автомобиле и отправится в детский сад, все вместе хором считают.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Воспитатель: Вот, ребята, мы и вернулись в группу, вам понравилось путешествие? Что именно. Матвей, Дима, Оля.