Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Закрепление и систематизирование знаний о глаголе (лицо, число)"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Закрепить и систематизировать полученные знания учащихся через моделирование памятки.
  • Сформировать общий приём умственных действий при написании окончаний глаголов.
  • Корректировать слуховую, зрительную и двигательную память через разные виды заданий.
  • Воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умение работать в группе.

Оборудование и наглядность.

Карточка для упражнения “Перекрёст”; индивидуальные карточки с заданиями № 1, № 2, № 3; образец проверки карточки № 1; справочники, сборники памяток; сигнальные карточки (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо); карточка со словом “ветер”; карточки – помощницы (три варианта); круг зелёного цвета; памятки “Правила списывания”, “план работы с глаголами”; большой чистый лист бумаги и отдельные карточки для составления общей памятки (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо; ед. ч., мн. ч., -у, -ю, -им, -ем, -ите, -ете, -ёте, -ишь, -ешь, -ёшь, -ат, -ят, -ит, -ет).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: настроить детей на работу, гармонизировать работу левого и правого полушарий.

1. Кинезиологическое упражнение. Настроимся на работу. В этом нам поможет упражнение “Перекрёст”. Смотрим точно в центр крестика и выполняем перекрёстные движения руками и ногами.

2. Садитесь, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, “Классная работа”. Сегодня 23 января, подчеркните орфограммы.

3. Перед проверкой домашнего задания поиграем. Предлагаю упражнение на развитие координации слуховой памяти. Внимательно послушайте пары слов и постарайтесь их запомнить:

телефон – молчит
машина – сломалась
минута – летит
овчарка – учиться

А теперь я буду называть первое слово, а вы хором называйте его пару. Тот, у кого не было ошибок, поставьте на полях тетради восклицательный знак.

Итог: мы развивали слуховую память.

II. Сообщение темы урока.

Какой частью речи являются слова, которые вы мне сейчас называли? (Глаголом) Молодцы! Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы будем закреплять, систематизировать полученные знания о глаголе.

III. Проверка домашнего задания.

Цель: с помощью тестирования проверить знания правил о глаголе.

Дома вы должны были повторить все изученные ранее правила о глаголе. Проверку проведём в форме тестирования. Придвиньте карточку №1. В ней два задания.

Карточка № 1.

1. Прочитайте и вставьте пропущенное слово.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы_________________________
_________________________________________________________________________
и обозначает_____________________________________________________________

2. Соедини линиями глаголы с соответствующим временем.

пел
станцует
смотрит
задумается
спит
кричал
настоящее время
прошедшее время
будущее время

 

Прочитайте первое задание и вставьте пропущенные слова. А во втором задании с помощью линейки и карандаша соедините глаголы с нужным временем. Всем понятно, как выполнять задание? Приступайте к работе.

Проверка: Я читаю первое задание, а вы называете по одному вопросу, внимательно слушайте друг друга, вопросы не повторяйте. Второе задание проверьте по образцу (образец на доске). У кого есть ошибки? (Разбор ошибок) У кого нет ошибок, на полях в тетради поставьте восклицательный знак.

Подведём итог, о какой части речи мы говорили? Что вы ещё знаете о глаголе?

IV. Сообщение целей урока.

Цель: актуализация знаний, показ практической значимости нашей работы, мотивация к выполнению учебной задачи.

Изучая тему “Глагол”, мы с вами пользовались различными карточками, памятками, которые составляли авторы (показ книг). А сегодня я предлагаю вам стать авторами памятки по теме нашего урока, то есть к концу урока мы создадим одну из страниц подобного сборника. Вот на этом листе будем создавать нашу памятку (показ чистого листа, положить его на отдельный стол, где учащиеся будут создавать общую памятку). А нужна ли нам эта памятка? Зачем? Назовём её “Окончания глаголов настоящего времени” (прикрепляю заголовок на лист).

Этой памяткой мы можем пользоваться и в следующих классах при работе по этой теме.

V. Работа над темой.

1. Изменение глаголов по лицам.

Цель: закреплять умение соотносить лицо глагола с нужным местоимением.

Ну что ж, работа ясна. Приступим. Пододвиньте карточку № 2.

Карточка № 2.

Закончи высказывания.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями я и мы, – это глаголы _____лица.
Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями ты и вы, – это глаголы_____лица.
Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями он, она, оно, они, – это глаголы_____лица.

 

Вам нужно закончить высказывания. (В это время индивидуальная работа со слабым учеником).

Проверка: с помощью сигнальных карточек. Те, кто всё правильно сделал, на полях ставят восклицательный знак.

Итог: так как изменяются глаголы? (По лицам). Что нам необходимо внести к памятку? (На рабочий стол положить заготовленные карточки:
1 лицо, 2 лицо, 3лицо).

2. Работа над развитием речи.

Цель: развивать речь детей, логическое мышление, тренировать память.

  • Игра “Кто больше?” А теперь я предлагаю поиграть в игру “Кто больше?”. Правила вы знаете, надо подобрать как можно больше глаголов к имени существительному. На какие вопросы отвечают глаголы? Подберите глаголы к существительному “ветер” (показ карточки с этим словом). В это время – индивидуально: на карточке подчеркни только те глаголы, которые можно отнести к слову “ветер”.

Проверка. Победителям – на полях “!”.

А сейчас я изменю условия игры, поменяемся местами. Я вам даю глаголы, а вы подберите к ним одно подходящее по смыслу имя существительное.

бежит
летит
несётся
мчится
смеются
заливаются
хихикают
хохочут

Проверка. Какие имена существительные вы подобрали к словам первого столбика. (Можно подобрать такие имена существительные, как мальчик, собака, поезд, волк и другие). Ко второму столбику? Те, кто правильно подобрали – на полях “!”.

  • Упражнение в классификации.

Цель: коррекция мышления на основе упражнений в классификации, развивать умение оценивать свои возможности.

Эти глаголы нам надо списать, но списать их надо в порядке усиления действия, то есть от самого слабого, к самому сильному. Сначала работаем с глаголами первого столбика. Как вы думаете, с какого слова надо начать? (Бежит) Какой глагол будет вторым, следующим? Второй столбик – самостоятельно. Запишите слова в два столбика. Кто сомневается, можете использовать карточки-подсказки, которые лежат на столе у учителя (индивидуально – спиши слова с карточки).

бежит
мчится
несётся
летит
хихикают
смеются
хохочут
заливаются

Проверка. Зачитайте глаголы первого столбика, второго столбика. Чем отличаются глаголы первого столбика от глаголов второго столбика? (Числом) Что нам надо ещё добавить в памятку? (Карточки: ед.ч. и мн.ч. – на рабочий стол) Тем, кто справился – на полях “!”.

3. Физминутка для глаз.

Цель: соблюдение здоровосберегающих технологий, насыщение зелёным цветом способствует грамотному письму; развивать двигательную память.

  • Посмотрите на круг зелёного цвета. Он вам поможет правильно выполнить следующее задание.
  • Запомните по порядку мои движения руками (руки вверх, в стороны, хлопок сзади, руки по швам, хлопок впереди). Теперь повторите движения в том же порядке. Те, кто справился, поставьте “!”.

4. Закрепление и систематизация знаний о глаголе.

  • Работа по группам. На доске записаны словосочетания:

Под красным кружочкомговорим о книге, пою песню, иду в школу, думаем о хорошем.

Под жёлтым кружочкомспешите на урок, несёшь сумку, читаете рассказ, говоришь о подруге.

Под зелёным кружочкомучат правило, сидят за партами, смотрит рисунок, играет на гитаре.

У кого на парте красный (жёлтый, зелёный) кружочек, работают со словами на доске под красным (жёлтым, зелёным) кружочком. Спишите словосочетания (вспомнить правила списывания), подчеркнуть глаголы, определить у них лицо, число, выделить окончания План работы поместить на доску. (индивидуально – списать только по одному словосочетанию из каждой группы).

Проверка 1-ой группы: Глаголы какого лица были у вас? (1 лица) Какие окончания у глаголов единственного числа вы выделили? (Заготовленные карточки с окончаниями – на рабочий стол).

Проверка 2-ой и 3-ей групп проводится аналогично. Тем, кто справился – на полях “!”.

5. Составление памятки.

Цель: учить работать коллективно, развивать умение прислушиваться к мнению других.

Теперь все подойдите к рабочему столу, где мы будем составлять памятку. Подумайте, как расположить карточки, где вы поместите карточки с лицами, с числами, с окончаниями. (Идёт коллективная работа).

Уменьшенная таблица-памятка, которую составили ученики на уроке.

Окончания глаголов настоящего времени.

 

Ед. ч.

Мн. ч.

1 лицо

-у, -ю

-ем, -им

2 лицо

-ешь, (-ёшь), -ишь

-ете, (-ёте), -ите

3 лицо

-ет, (-ёт), -ит

-ем, (-ём), -им

Итог: вот и получилась памятка. Молодцы! Задачу урока вы выполнили. Когда нам нужна будет эта памятка? В чём она нам поможет? За хорошую работу поставьте на полях “!”.

6. Физминутка.

Цель: снять усталость, напряжение.

Долго мы с вами работали, но плодотворно, устали, предлагаю отдохнуть. Встаньте, руки в замок, руки поднимаем вверх. Потянулись, но пятки от пола не отрываем. Хорошо потянули позвоночник, тянем его головой вверх. А теперь руками поставьте себе восклицательный знак за успешную работу.

7. Практическая работа.

Цель: развивать умение пользоваться карточкой, уметь применять полученные знания на практике.

Вот сейчас и проверим, можете ли вы пользоваться своей памяткой. Придвиньте карточку №3.

Карточка № 3.

(Поехать – 1 лицо, мн.ч.) летом с братом в деревню. Прямо за огородом (зеленеть – 3 лицо, ед.ч.) поле, за ним – лес.
(Вставать – 1 лицо, мн.ч.) рано утром и (бежать – 1 лицо, мн.ч.) в лес. (Поднять – 2 лицо, ед.ч.) ветку ели, а там гриб.

 

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Списать, изменив глагол в соответствии с данным лицом и числом). На доске образец: ждать (1 лицо, ед. ч.) своей очереди. Дан глагол ждать, его надо поставить в единственное число 1-го лица. Смотрим в памятке единственное число, 1-ое лицо. Какое окончание подходит? Изменяем глагол, вставив нужное окончание. Что получилось? (Жду) Значит, вы запишите словосочетание: Жду своей очереди. (Открываю образец на доске). Кто не понял, как работать? Если поняли, то продолжайте работу письменно. Но, на ваших карточках одинаковое количество предложений, а я вам даю право выбора: пусть каждый из вас напишет столько предложений, сколько сможет выполнить качественно, то есть без ошибок, аккуратно. Это может быть и 2–3 предложения, но зато правильно. Эти работы я соберу у вас на проверку, работаете на оценку. Не забывайте пользоваться памяткой.

VI. Домашнее задание.

Дома выполните упражнение на странице 87 № 212. Откройте учебник, найдите упражнение и прочитайте задание. Что надо будет сделать? Кому не понятно, как выполнять домашнее задание?

  • 1 группа: выполнит всё упражнение.
  • 2 группа: выполнит 1 и 2 абзацы.
  • 3 группа: выполнит только 1 абзац.

VII. Итог урока.

Чем мы занимались на уроке? Ещё раз посмотрите на памятку. Какие окончания у глаголов 1 лица единственного числа, множественного числа? (2 лица, 3лица).

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Мне приятно было с вами работать. Посчитайте восклицательные знаки на полях тетради.