Опыт администрации в повышении мастерства педагогов

Разделы: Администрирование школы


Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ-интернатов свидетельствуют, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития воспитанников детских домов и школ-интернатов замедлен, развитие имеет ряд качественных негативных особенностей: у детей ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т.п. Эти особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе развития ребёнка. Все они чреваты серьёзными последствиями для формирования личности подрастающего поколения. Поэтому одной из ключевых проблем детских домов и школ-интернатов является проблема психолого-педагогической культуры отношения к каждому ребёнку. Это значит, что фигура учителя и воспитателя в интернатных учреждениях является центральной, главной. Но педагогические кадры для работы с детьми-сиротами нигде специально не готовят. Профессионально неподготовленные взрослые не могут создать обстановку, благоприятную для психического и личностного развития ребёнка [2].

Наш Тальменский санаторный детский дом создан для воспитания, обучения и лечения детей-сирот с малыми и затихающими формами туберкулёза. На 150 воспитанников в учебно-воспитательном процессе задействовано около 80 педагогов. Это учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, логопеды, социальные работники. Каждый из них нуждается в расширении и углублении знаний об особенностях личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей, и методике работы с ними. В настоящее время у нас сложилась следующая система повышения квалификации педагогов:

  • индивидуальные методические консультации, проводимые директором и заместителями;
  • постоянно действующие семинары по изучению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий;
  • открытые уроки и занятия как форма представления опыта работы;
  • методические объединения учителей-предметников, воспитателей и педагогов дополнительного образования;
  • педагогический совет;
  • творческие группы;
  • “Родительский клуб” для воспитателей;
  • “Психолого-педагогическая студия” для учителей;
  • смотр “Педагог года”.

Хочу представить одну из перечисленных форм работы по повышению квалификации педагогических кадров детского дома – смотр “Педагог года”.

Положение о смотре “Педагог года”

Смотр проводится по инициативе администрации Тальменского санаторного детского дома.

1. Цели и задачи смотра

  • Выявлять, поддерживать и поощрять талантливых педагогов.
  • Повышать престиж должностей “воспитатель детского дома”, “педагог дополнительного образования”, “учитель”.
  • Сделать доступным для изучения и внедрения в коллективе достижения передового педагогического опыта в работе с воспитанниками детского дома.

2. Время проведения

С 1 октября по 15 мая текущего учебного года.

3. Место проведения

Тальменский санаторный детский дом.

 4. Участники смотра

Принять участие в смотре может каждый педагог детского дома без ограничений по возрасту, образованию, педагогическому стажу.

5. Организация смотра

Для проведения смотра создаётся оргкомитет из представителей педагогов-стажистов, членов аттестационной комиссии, руководителей методических объединений, творчески работающих педагогов. Оргкомитет решает все вопросы организации проведения смотра и освещает его результаты. Определяет перечень и порядок представления материалов, назначает жюри.

Методсовет определяет время проведения, содержание и критерии оценки каждого этапа смотра.

До 1 октября педагоги подают личное заявление о своём решении участвовать в смотре.

6. Содержание смотра

Программа смотра составляется на основе плана работы детского дома на текущий год и включает в себя следующие этапы:

Открытие смотра с представлением визитных карточек конкурсантов Октябрь
Смотр кабинетов и игровых комнат Ноябрь
Открытые уроки и занятия Декабрь, январь
Самоанализ уроков и занятий Декабрь, январь
Педагогический совет “Педагогическая тактика и стратегия как условие создания среды для формирования учебной деятельности воспитанников” (форма – деловая игра) Февраль
Валеологический семинар “Жизнь без стрессов, без конфликтов и болезней” (форма - устный журнал) Март
Творческая самопрезентация (защита методической выставки) Апрель
Закрытие смотра, награждение Май

7. Система оценивания

  • Открытый урок (занятие), самоанализ, творческая самопрезентация оцениваются по 5-балльной системе.
  • Задания других этапов смотра оцениваются исходя из максимальной оценки в 3 балла.

8. Финал смотра

  • Победителем смотра (1место) является педагог, набравший наибольшее количество баллов. Ему присваивается почётное звание “Педагог года”, которое утверждается приказом директора. “Педагог года” награждается денежной премией.
  • Лауреатами смотра (2 и 3 места) являются педагоги, следующие по количеству баллов за победителем. Звание лауреат смотра “Педагог года” утверждается приказом директора. Лауреату смотра вручается денежная премия.
  • Остальные участники награждаются памятными призами за участие и наиболее ярко проявленные качества в смотре “Педагог года”.

Критерии оценки учебных кабинетов, игровых комнат

Традиционная часть

  1. Паспорт учебного кабинета, игровой комнаты.
  2. Учебная, воспитательная программа.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Методическая литература в помощь учителю, воспитателю.
  5. Культура оформления кабинета, его соответствие специфике предмета. Культура оформления игровой комнаты, её соответствие возрастному составу группы.
  6. Санитарно-гигиеническое состояние помещения.
  7. Соблюдение техники безопасности.
  8. Сохранность мебели.

Развивающая часть

  1. Подборка материала к различным видам интеллектуальным разминок.
  2. Наличие памяток, указаний для школьников.
  3. Тематические папки с подборкой материалов к урокам, занятиям в группе.
  4. Наличие дидактического, раздаточного материала, его систематизация и хранение.
  5. Новизна и актуальность материала.
  6. Личный вклад учителя, воспитателя в пополнение кабинета.
  7. Эстетичность оформления материалов.

Критерии оценки урока

Оценка основных личностных качеств учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.
  2. Культура речи (темп, дикция, образность, общая и специфическая грамотность).
  3. Степень демократичности в общении с учащимися.
  4. Внешний вид, культура, такт, мимика, жесты.

Оценка деятельности учителя на уроке

  1. Умение учителя организовать познавательную, самостоятельную деятельность учащихся.
  2. Формирование учителем общеучебных умений и навыков учащихся.
  3. Логическая взаимосвязь этапов урока.
  4. Эффективность выбранных учителем форм работы (коллективных, групповых, парных, индивидуальных).
  5. Степень заинтересованности учащихся в уроке.
  6. Рациональность и эффективность использования времени урока.
  7. Целесообразность чередования и смены видов деятельности.
  8. Целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.
  9. Обратная связь с учащимися в ходе урока.
  10. Эффективность контроля за работой учащихся.
  11. Соблюдение норм техники безопасности на уроке.
  12. Создание условий для сохранения здоровья учащихся (физкультурная пауза, осанка учащихся и т. д.).

Оценка содержания материала урока

  1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала.
  2. Актуальность, связь с жизнью.
  3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
  4. Оптимальность объёма материала, предложенного для усвоения.

Результаты проведения урока

  1. Степень конкретности, чёткости в формулировке целей урока и привлечение учащихся к постановке целей урока.
  2. Уровень достижения целей.
  3. Организация деятельности учащихся, содержащей возможность рефлексии.
  4. Степень обучающего воздействия проведённого урока.
  5. Степень воспитывающего воздействия.
  6. Степень развивающего воздействия.

Критерии оценки самоанализа урока (занятия)

  1. Тема урока (занятия) и его место в изучении всей темы.
  2. Триединые цели урока (занятия).
  3. Соответствие форм, методов и приёмов работы поставленным целям и теме самообразования.
  4. Организация деятельности учащихся.
  5. Результативность и эффективность урока (занятия) в достижении поставленных целей.

Критерии оценки выступления педагога на семинаре и педсовете

  1. Доля участия педагога в работе семинара (педсовета).
  2. Ораторские данные: логичность выражения мысли, эмоциональность, убедительность.
  3. Злободневность заявленной проблемы.
  4. Форма импровизации.
  5. Степень активности аудитории, вызванной выступлением педагога.

Критерии оценки творческой самопрезентации

  1. Тема самообобщения.
  2. Как раскрыта тема.
  3. Актуальность темы.
  4. Результативность.
  5. Практическая значимость.
  6. Собственные новаторские находки.
  7. Как подстендовый материал отражает тему самообобщения.
  8. Эстетичность оформления.
  9. Соответствие темы самообобщения, подстендового материала и урока (занятия).

В заключение хочу сказать, что проведение таких смотров способствует вовлечению в активную работу многих членов педагогического коллектива, выводит каждого на более высокий качественный уровень, заставляет поверить в себя и свои силы. Три года подряд наши воспитатели в районном конкурсе “Воспитатель года” занимают первое место, а учителя в районном конкурсе “Учитель года” два раза стали обладателями первого места и один раз – второго.

Литература

  1. Байтингер Г. Детский дом: принципы управления.//Директор школы.- 1999. №2.
  2. Дубровина И.В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов.// Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Серия “В помощь руководителям, воспитателям, специалистам детских домов и школ-интернатов”. Выпуск 4. –Москва, ТОО “СИМС”, 1995. С 5-8.
  3. Кордюкова Т. И. Положение о целевых программах.// Завуч. -1999. №2.
  4. Степанов Е. Создание системы воспитания.// Директор школы. – 2000, №2.
  5. Степанов Е. Формирование образа школы.// Директор школы. – 2000, №4.