Развивающий урок русского языка в системе Л.В. Занкова. Тема: "Словообразование". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  • обобщение знаний о составе слова, словообразовании;
  • развитие внимания, образного мышления, орфографической зоркости;
  • расширение представлений о богатстве родного языка.

Оборудование:

  • части слова на магнитных карточках;
  • название суффиксов и приставок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

II. Повторение пройденного.

Графический диктант.

Учитель:

- Отвечая на мои задания, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

Задание:

  1. Изменяемая часть слова – это…
  2. Неизменяемая часть слова – это…
  3. Разделительный ъ пишется после…
  4. В основе переходы-ход является…, а ы – это… .

Учитель:

- Сравните с записью на доске (схемы - окончание, основа, приставка, корень, окончание).

III. Чистописание.

На доске: на, к, а

Учитель:

- Попробуйте составить слово, а я расскажу вам сказку “Неразлучные друзья”.

Сказка: Жили на отшибе грамматического городка приставка “на”, суффикс “к”, окончание “а”. Решил однажды корень груз навестить своих друзей части слова. Плачут те горькими слезами, ничто их не радует.

- Что рыдаете, друзья? – спросил у них корень груз. В чём дело?

- Наше горе безутешно, - отвечают “на”, “к”, “а”, - хотим мы поиграть в слово…ничего не получается. Как только мы не строились! И так: “к”, “на”, “а”. И так: “на”, “к”, “а”. Нет смысла в слове!

Учитель:

- Ребята! Давайте мы поможем друзьям составить слово.

- Какое слово у вас получилось?

Дети:

- Нагрузка.

Учитель:

- Что обозначает слово нагрузка?

Дети: - Нагрузка на уроке физкультуры, учебная нагрузка.

(На доске открывается запись: “Зри в корень!”)

Ведётся работа над значением этого фразеологизма.

Дети: - Без корня в слове нет смысла, да и нет самого слова.

IV. Введение в новую тему.

Учитель:

- Ребята! Может вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

Дети:

- Образовывать слова.

(На доске вывешивается название темы урока “Словообразование").

По классу в разных местах развешаны названия приставок и суффиксов по системе В.Базарного.

Учитель:

- А помогать нам будут, какие части слова?

- Правильно, приставки и суффиксы.

- Дать определение этих частей слова.

V. Упражнения в образовании новых слов.

Учитель:

- Во время урока у нас с Вами будет большая нагрузка, надо будет не только говорить и писать, но и много думать.

(Подготовка к заданию. Посадка. Пальчиковая гимнастика).

- А теперь небольшое соревнование: кто больше образует и запишет слов с корнем:

1 вариант - “кот” 2 вариант - “книга”

В процессе работы на доске выстраивается запись:

кот книга
котище книжка
котик книжица
коты книги
котята книжища
котишка   книжечка

Дети: - Слова “коты”, “книги” - это не новые слова, а те же , но во множественном числе. Это словоизменение. (Коллизия.)

Учитель:

- Выделите в словах основы и корни. Сделайте вывод.

Дети:

- Выводы: Получились новые однокоренные слова, потому что основы разные и разные смысловые оттенки.

  1. Суффикс “ищ” - увеличивает предмет.
  2. Суффиксы “иц”, “к”, “ечк” - уменьшает предмет.
  3. Суффиксы “ик”, “ник” - уменьшительно – ласкательное значение.

Учитель:

- А какая ещё часть слова помогает образовывать новые слова?

Дети:

- Приставка.

VI. Эстафета.

Учитель: - А сейчас проведём соревнование.

- Ребята, работаем по рядам. Каждый ряд – команда, получает карточку, в которой написаны слова столбиком столько раз, сколько игроков в команде.

- Задание: каждый игрок должен приписать приставку, чтобы получилось новое слово.

(В процессе работы появляется запись).

Бегать Писать Ходить Резать
убегать написать выходить вырезать
забегать переписать  переходить  срезать
прибегать  выписать заходить порезать
отбегать записать сходить урезать
побегать списать обходить перерезать

Учитель:

- Подведём итоги. Получились новые родственные слова. Дать определение

приставки.

VII. Физминутка.

Учитель:

- Ребята! А как вы думаете, сколько приставок может быть в слове? Давайте проверим.

Задание. Выделить приставки и посчитать сколько их.

Дети:

(Находят и выделяют приставки. Доказывают. В слове может быть несколько приставок.)

- Дать – подать, преподать.

- Готовить – подготовить, переподготовить.

- Прошло – позапрошлый.

Учитель:

- А всегда ли приставка стоит в начале слова?

- Провод, водопровод.

- Перерабатывающий завод – мясоперерабатывающий завод.

- Сногсшибательная новость (поразительная, потрясающая).

Дети:

- Приставки могут стоять и в начале и в середине слова.

VIII. Словарно-творческая работа.

Учитель:

- Посмотрите внимательно на схему и прочитайте образованные слова.

ник еньк ов ив еньк
нефть  сладкий  клён  спорт  холод 

(При образовании слова холодненький происходит коллизия, нет слова холоденький, надо добавить ещё суффикс “н”).

- Выберете слова, которые подходят к теме “Мой край”.

Дети:

- Спортивный, холодненький, нефтяник.

Учитель:

- Почему вы выбрали эти слова?

Дети: - Потому, что мы живём на севере, в городе нефтяников. Этот край суров на погодные условия. Поэтому жители города должны быть сильными и крепкими, иметь хорошее здоровье, а для этого надо заниматься спортом.

А наш город Муравленко – город спорта.

Учитель:

- Перед вами новое словарное слово – “север”. Образуйте новые слова по алгоритму. Помните, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

1 .Корень, суффикс “н”, окончание “ый”.

2. Корень, суффикс “янин”.

3. Корень, суффикс “янк”, окончание “а”.

Дети:

- Северный, северянин, северянка.

Учитель:

- Составьте и запишите предложение. Разберите по членам предложения.

Дети:

- На севере живут северяне и северянки.

IX. Итог урока.

Учитель:

- Что нового узнали на уроке?

- А зачем русскому языку столько приставок и суффиксов?

Дети:

- Чтобы речь была красивой, богатой.

X. Домашнее задание.

Учитель:

- Из опорных слов составить рассказ “Мой край”.

(Северный, северянин, северянка, спортивный, холодненький, нефтяник).

Литература:

Волина В.В. Азбуковедение. – М: - Пресс, 1997.

Полякова АВ. Русский язык. - М: - Просвещение, 2002.

Чеснакова С.В. Страна Лингвиния. – М: - Просвещение, 1997.