Урок литературы в 8 классе в системе занятий по программе Кутузова с использованием технологии "Развитие критического мышления через текст и письмо"

Разделы: Литература


Цель: определить значение духовной литературы в жизни современного человека.

Задачи:

  • Создать формулировки, объясняющие суть данного понятия.
  • Проанализировать библейский текст.

Часть I

Учитель на доске, а дети в тетради записывают тему урока. Учитель просит детей придумать ассоциации, которые возникают по данной теме. Дети говорят. На доске появляется запись:

Схема на доске

Давайте попробуем на основе наших ассоциаций придумать определение этому понятию.

Какими критериями должно обладать определение?

На доске на основе ответов детей появляется запись:

  • точность
  • логичность
  • полнота

Учитель предлагает детям поработать в парах и придумать определение, записать его в тетрадь. Затем выслушать ответы всех пар, записи выполняются на доске и в тетрадях:

Духовная литература - это

  1. Описание событий из жизни святых.
  2. Рассказы о жизни святых и вере.
  3. Часть нашей культуры, здесь есть свои жанры (например - жанр жития святых), свои особенности.
  4. Учение о воспитании и образовании на примере жизни святых людей и т. д.

Учитель добавляет определение из словаря Ушакова: "Сочиненная на библейскую или церковную тему, противопоставлена светской".

Далее учитель предлагает ученикам выбрать самое удачное с их точки зрения определение, обосновать свой выбор на основании ранее определенных критериев: точности, логичности, полноты.

Интересно, что все определения в процессе обсуждения получили +.

Затем учитель еще раз обращает внимание на записи в тетрадях и просит сравнить их определение с образцом (в данном случае статья из словаря Ушакова).

  • Наши определения правильные, они не противоречат статье.
  • Они отражают самую суть явления.
  • Они похожи по смыслу, но в то же время разные, у каждой пары свой вариант.
  • Каждое определение указывает на главную особенность, с точки зрения авторов, данного направления в литературе.

Ученикам предлагается отрывок из текста:

В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! Встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в господа.

Дети в течение 3-5 минут читают текст. Делятся впечатлениями. На доске появляется запись: Текст трудный, непонятный, не понравился, неинтересный, вероятно отрывок из Библии, интересный, кое-что поняли.

Учитель предлагает в тетради начертить таблицу.

Вместе с детьми определяются понятия, какой вопрос можно считать “тонким”, а какой “толстым”.

Запись меняется

Дети еще раз читают текст и в парах заполняют таблицу. Нужно придумать 1 “тонкий” и 1 “толстый” вопрос. После повторного чтения текста работаем с первой частью таблицы. Каждая пара задает вслух свой “тонкий” вопрос, желающие отвечают. В первой части таблицы появляются вопросы и краткие ответы. Записи фиксируются и на доске, и в тетрадях. Идет процесс обсуждения, корректировки вопросов и ответов.

Тонкий ?

Толстый ?

  1. Что означает имя Тавифа? (Серна)
  2. Кто оживил Тавифу? (Петр)
  3. Кто такой Петр? (Святой, апостол)
  4. Где жила Тавифа? (В Иоппии)
  5. Что такое Иоппия? (Город в Израиле или Палестине)

И т. д.

  1. Почему у Тавифы жизнь забрали, а потом отдали?
  2. Почему вдовицы позвали именно Петра?
  3. Тавифа была добрая, хорошая, но все равно умерла. Почему?
  4. Для чего ее воскресили?
  5. Как можно озаглавить текст?
  6. Почему Петр попросил всех выйти?
  7. О чем попросили вдовицы Петра?

И т. д.

После фиксации всех вопросов и ответов дети просматривают получившиеся записи и делают выводы. Учитель возвращается к записи, которая отражает первоначальное восприятие текста. Запись обновляется.

1) Текст трудный, непонятный, не понравился, неинтересный, вероятно отрывок из Библии, интересный, кое-что поняли. 2) Текст стал понятным, все ясно, поэтому понравился, было интересно работать, поэтому стал интересным текст.

Переходим ко второй части таблицы, в нее заносим все “толстые” вопросы (см. 2-ую часть вышеприведенной таблицы).

Учитель просит проанализировать вторую часть таблицы и выразить ко всему записанному свое отношение.

И вновь обращается к ранее выполненным записям, относящимся к восприятию текста.

Она вновь обновляется:

Текст трудный, непонятный и т. д. Текст стал понятным, все ясно…

- Этот текст не только о Тавифе и Петре, но и о Жизни и Смерти. И Жизнь и Смерть - это тайна.

- Текст о Вере в Бога, Бог всемогущ, он распоряжается жизнью и смертью человека.

- Твори добро, и тебя Бог отблагодарит. Вера в Бога - это важно.

И т. д.

  • Вместе с детьми мы обсуждаем, что же с нами произошло на уроке.
  • Через работу по “тонким” и “толстым” вопросам мы разобрались не только в содержании текста, но и в подтексте.
  • Мы определили ряд проблем, который скрывался в тексте.
  • Мы поняли философское содержание текста.
  • Мы проникли в глубину текста.
  • Мы поняли текст!

До конца урока осталось 10 минут. В течение 5 минут дети пишут мини-сочинение на тему: “Я прикоснулся к Библии” (стратегия “безотрывочное письмо”).

В течение последних 5 минут озвучивают самые лучшие строки из своих работ.

  • Хороший текст, я бы назвал его “Чудесное воскрешение”.
  • Через погружение в текст я поняла, что надо жить творя добро.
  • Жаль, что в жизни такого не бывает, хочется жить долго.
  • Бог всегда отблагодарит человека за его благородные дела.
  • С первого взгляда текст неинтересный, а на самом деле наоборот. Поучительный.
  • Люди оценили доброту Тавифы, пригласили Петра, чтобы он воскресил ее. Значит есть жизнь после смерти?
  • Не все такие, как Тавифа, а почему?
  • Для меня служит примером жизнь Тавифы, ведь не зря ее воскресил Петр!
  • Молодец Петр, правильно сделал.
  • Такие книги читать нужно, хоть это и трудно.
  • Как хорошо, когда тебя любят и уважают люди.
  • Любите всех людей. Во всех есть что-то хорошее…
  • Текст тронул мою душу. Мне кажется, я стал лучше, когда прочитал текст.
  • На примере жизни одного человека я поняла, как надо жить.
  • Главное жить не только для себя, но и для других.
  • Духовная литература - это сила! Главное язык понять, он такой сложный!
  • Текст поучительный. Он учит жить по законам человечности. Нельзя забывать об этом.
  • Было трудно, но интересно!
  • Мне понравилось, как мы “докопались” до сути.

Отзыв учителя

Ура! Цель урока достигнута! Отзывы детей (выдержки из их письменных работ) - прямое этому доказательство. Материал трудный. Дети не всегда принимают и “присваивают” такие тексты. Стратегии моей любимой технологии разрешили все проблемы. Активно работал весь класс (20 человек). На уроке царила творческая атмосфера. Урок получился!