Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" по страницам сказов П.П. Бажова

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Предварительная подготовка

До проведения мероприятия проводится подбор игроков. Для этого ребятам предлагаются листы с вопросами по сказам П.П.Бажова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы учителю, назначаются участниками игры, по три человека в группе.

Из картона делают ордена “Умников”, из тонкой атласной ленты делается петля длиною 80 см, чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему. Готовятся листы цветной бумаги для обозначения дорожек – 4 зеленых; 3 желтых; 2 красных. Заготавливаются конверты с квадратами цвета дорожек для выбора. Делается фонозапись музыки из одноименной передачи.

Игрокам предлагается повторить содержание сказов: “Огневушка-поскакушка”, “Серебряное копытце”, “Каменный цветок”, “Медной горы хозяйка”, “Ермаковы лебеди”, “Малахитовая шкатулка”, “Горный мастер”, а также биографию Павла Петровича Бажова.

Пригласить коллег или старшеклассников в качестве членов жюри.

ХОД ИГРЫ

Ведущий.

Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре “Умники и Умницы”!

Тема сегодняшней игры – “По страницам сказов Бажова”, то есть все вопросы будут посвящены содержанию ваших любимых сказов.

Вот перед нами 9 участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова “агон”, что означает “соревнование”. А если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется “теоретикам”, ребятам из зала. За верный ответ “теоретик” получает орден “Умника”. Судьи будут внимательно следить, кто из “теоретиков” первым поднял руку для ответа.

Представляю наших судей:

  • Судья №1 _______________________________
  • Судья № 2 _______________________________
  • Судья № 3 _______________________________

Итак, я вызываю участников первого агона:

  1. ____________
  2. ____________
  3. ____________

I АГОН

Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

(Ребята выбирают конверты с цветными квадратами. Конверты на подносе может вынести девочка, одетая, как Хозяйка Медной горы).

Дорожки выбраны. Напомню их свойства.

  • КРАСНАЯ – самая короткая; на ней нельзя ошибаться.
  • ЖЕЛТАЯ – на ней можно ошибиться один раз.
  • ЗЕЛЕНАЯ – самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза.

Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 ЭТАП

Вопросы

1. Чей это портрет?

  • а) “Вдруг из самой середки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек тоже сголуба”. (Огневушка)
  • б) На чем девчоночка плясала?

2. Послушайте отрывок:

– Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. – А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. – На-ка, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, – и подает ему.

Объясните смысл выражения. Что имела в виду Хозяйка Медной горы?

3. Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин).

2 ЭТАП

  1. Старик Кокованя из сказа “Серебряное копытце” узнал, как зовут девчушку с первого раза. Он сказал: “Подаренка Григорьева не у вас ли живет?” Слово “подаренка” созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка). Что имел в виду Кокованя?
  2. Тут приказали Степана на цепь посадить. Известное время было – крепость. Назовите сказ. Дайте логическое объяснение выражению “время-крепость”. (Сказ “Медной горы Хозяйка”).
  3. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос.
  4. "Один-то молодой парень был неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный". Что значит “изробленный”? Как называется сказ?

3 ЭТАП

  1. В каком городе родился П.П.Бажов? (В Сысерти).
  2. Где Бажов познакомился с прототипом дедушки Слышко? (В Полевском заводе).
  3. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале).

4 ЭТАП

Дополнительные вопросы.

  1. Из этого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита).
  2. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Коковане? (Муренка).

Итак, у нас определился победитель 1 АГОНА. Он занимает почетное место на стуле победителей.

II АГОН

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек (выносятся конверты).

1 ЭТАП

1. Назовите сказ и главного героя.

С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его – не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: “Потерять не потерял, а найти не могу”. (Данило. Сказ “Каменный цветок”).

2. Узнать сказ и назвать героя.

Проснулся он на другой день и видит – на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:
– На этом месте в землю ушла!
– Что вы! Что вы, Дяденька! – закричал он. (Федюнька из сказа “Огневушка-поскакушка”).

3. Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ “Каменный цветок”).

2 ЭТАП

  1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа “Каменный цветок”? (На рожке).
  2. Объясните, как вы понимаете выражение “Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи”.
  3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал).

3 ЭТАП

  1. Донской казак Ермак из сказа “Ермаковы лебеди” плыл по этим рекам. Назовите эти реки. (Кама, Иртыш).
  2. Какую реку прошел Василий из сказа “Ермаковы лебеди” с лебедями? (Чусовую).
  3. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвяковой невестой).

4 ЭТАП

Дополнительные вопросы.

  1. Как звали Данилку за его тихий нрав? (Тихоход. Блаженный).
  2. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу).

Определение победителя 2 АГОНА. Победитель занимает место на стульях победителей.

III АГОН

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек (выносятся конверты).

1 ЭТАП

  1. Кем был старик Кокованя из сказа “Серебряное копытце”? (Охотником).
  2. На какой драгоценный металл есть знак “пляшущая девочка”? (На золото. Из сказа “Огневушка-поскакушка”).
  3. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа “Каменный цветок” исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера).

2 ЭТАП

  1. Объясните смысл фразы из сказа “Горный мастер”.
    "Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи – шуму меньше".
  2. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре).
  3. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе).

3 ЭТАП

  1. Как назывался пруд, который находился за две версты от Змеиной горы? (Северский пруд).
  2. Где происходит действие сказа “Огневушка-поскакушка”? (Полевской завод).
  3. Как звали бабушку, которая поставила на ноги Данилушку после избиения? (Вихориха).

4 ЭТАП

Дополнительные вопросы.

  1. В какой свой юбилей Бажов выпустил книгу “Малахитовая шкатулка”? (В 60-летие).
  2. Сколько лет было Бажову, когда он приехал в Свердловск? (10 лет).

Подводятся итоги, определяется третий победитель.

Проводится церемония награждения. Победители награждаются книгами со сказами П.П.Бажова и грамотами.

Теоретики, у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

(Можно использовать в качестве призов шоколад из серии “Сказы Бажова”).